
|  |
Решение Белгородского областного суда от 22.01.1999 № 3-5
"О признании недействительным распоряжения главы администрации Белгородской области от 14.07.1992 № 347-р "О приватизации газового оборудования"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 22 января 1999 г. № 3-5
22 января 1999 года Белгородский областной суд в составе:
председательствующего Горбачевой С.В., с участием прокурора Бригадиной В.Ю., при секретаре Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Белгороде дело по заявлению прокурора Белгородской области о признании недействительным распоряжения главы администрации Белгородской области от 14 июля 1992 г. № 347-р "О приватизации газового оборудования", установил:
Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения главы администрации Белгородской области от 14 июля 1992 г. № 347-р "О приватизации газового оборудования", которым предусмотрена безвозмездная передача с 15 сентября 1992 г. в собственность граждан внутридомового газового оборудования в домах муниципального жилищного фонда, а также передача этого оборудования в частную собственность граждан при приватизации жилищного фонда.
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что указанное распоряжение противоречит действующему законодательству.
Согласно Закону РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилья представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде. Приватизация внутридомового газового оборудования как при приватизации жилого помещения, так и отдельно от него гражданами, проживающими в домах муниципального жилого фонда, указанным Законом не предусмотрена.
Кроме того, нормативными актами Российской Федерации право самостоятельно принимать решения по вопросам приватизации инженерного оборудования и другого имущества в домах государственного и муниципального жилого фонда субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Представитель главы администрации Белгородской области Н.А. требования прокурора не признала, просила производство по делу прекратить, так как распоряжение главы администрации области является актом ненормативного характера и никаких правовых последствий не повлекло.
Кроме того, указанное в распоряжении газовое оборудование относилось в тот период к собственности области и поэтому глава областной администрации действовал в пределах своей компетенции.
Представитель комитета по управлению госимуществом области Н.Н. суду пояснила, что распоряжение главы администрации Белгородской области от 14 июля 1992 г. № 347-р "О приватизации газового оборудования" комитет принял только к сведению, но никаких действий по его исполнению не совершал, так как согласно Положению о комитете вопросы приватизации жилищного фонда и внутридомового оборудования к его компетенции не относятся. Комитет занимается вопросами приватизации предприятий.
Также она пояснила, что на 13 сессии Белгородского областного Совета народных депутатов 11 февраля 1992 года обсуждался вопрос о разграничении государственной собственности и было принято решение, согласно которому государственное производственное предприятие по газоснабжению Белгородской области "Белгородоблгаз" отнесено к областной собственности. Однако окончательное решение о передаче объектов в собственность областей принимает Правительство Российской Федерации и согласно его Постановлению от 20 ноября 1992 г. № 896 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в собственность Белгородской области" ГПП по газоснабжению Белгородской области "Белгородоблгаз" в собственность области передано не было. В перечне переданных в областную собственность объектов это предприятие не указано. Впоследствии во исполнение Указа Президента России от 8 декабря 1992 г. № 1559 "О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации" Госкомимуществом России было издано распоряжение от 30 апреля 1993 г. № 765-р, которым внутридомовое газовое оборудование отнесено к муниципальной собственности.
Представители ОАО "Белгородоблгаз" (ранее ГПП по газоснабжению Белгородской области "Белгородоблгаз") С.Е., С.Т., М. требования прокурора не признали и пояснили, что оспариваемое распоряжение было издано главой администрации области в пределах его компетенции и не противоречит требованиям закона. На основании указанного распоряжения с 15 сентября 1992 г. внутридомовое газовое оборудование передано в собственность граждан, проживающих не только в приватизированных, но и в неприватизированных квартирах. Договоры об этом с ними не заключались, было лишь дано объявление в газете "Белгородская правда", и это оборудование списали с баланса предприятий газового хозяйства.
Представитель управления жилищно-коммунального хозяйства администрации области Д. суду пояснил, что внутридомовое газовое оборудование до сентября 1992 года находилось на балансе предприятий газового хозяйства, которые его и обслуживали. На балансе органов жилищно-коммунального хозяйства его не было, поэтому после издания распоряжения главы администрации области от 14 июля 1992 года списания или передачу кому-либо указанного оборудования эти органы не производили.
Газовые плиты и другое внутридомовое газовое оборудование входит в балансовую стоимость дома. Однако в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 октября 1967 г. № 818 "О мерах по улучшению эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства" это оборудование с балансов жилищно-эксплуатационных организаций передавалось на баланс предприятий газового хозяйства.
Представитель администрации г. Белгорода Ч. суду пояснил, что до сентября 1998 г. внутридомовое газовое оборудование находилось на балансе газовых служб. При приемке в эксплуатацию жилых домов в состав комиссии входят и представители треста "Белгородгоргаз", которые подписывают акт о приемке дома, и на основании этого внутридомовое газовое оборудование до июля 1992 г. ставилось на баланс этого предприятия. Отдельных актов на передачу указанного оборудования на баланс предприятия газового хозяйства нет.
Представитель муниципального предприятия - служба заказчика по жилищному хозяйству администрации г. Белгорода Т. суду также пояснил, что на балансе предприятий жилищно-коммунального хозяйства внутридомовое газовое оборудование в 1992 году не стояло, поэтому его списание или передача кому-либо после издания оспариваемого распоряжения они не производили.
Согласно объяснениям представителей жилищно-коммунальных организаций в настоящее время указанное оборудование на балансе у них также не стоит, так как им не передавалось, а на основании распоряжения главы администрации области от 14 июля 1992 года было списано предприятиями газового хозяйства как переданное в собственность граждан.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив представленные документы и выслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Предусмотренных законом (ст. 219 ГПК РСФСР) оснований для прекращения производства по делу, о чем заявил в суде представитель главы администрации области, в данном случае не имеется.
Согласно ст. ст. 22, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании несоответствующим закону правового акта.
Ссылка представителя администрации области на то, что в данном случае пропущен срок для обращения в суд с таким заявлением, неубедительна, поскольку оспоренный правовой акт является действующим. Из текста распоряжения (л.д. 3) видно, что содержащиеся в нем указания распространяются на газовое оборудование в жилых домах, ранее введенных и вводимых в эксплуатацию в 1992 г. и в последующие годы.
Доводы представителя администрации области о том, что рассматриваемое распоряжение не влечет никаких правовых последствий также являются несостоятельными.
Они опровергаются объяснениями представителей ОАО "Белгородоблгаз", треста "Белгородгоргаз" и другими исследованными судом доказательствами: приказом генерального директора ГПП по газоснабжению Белгородской области "Белгородоблгаз" от 3 августа 1992 года 89-к "О передаче внутридомового газового оборудования в собственность квартиросъемщиков" (л.д. 29); актом от 3 ноября 1992 г. на списание находящегося на балансе треста "Белгородгоргаз" внутридомового газового оборудования (л.д. 30); обозревавшимся судом балансом треста "Белгородгоргаз" за 1992 год, объявлением в газете "Белгородская правда" от 12 сентября 1992 г. о передаче внутридомового газового оборудования в собственность граждан (л.д. 31), письмом генерального директора ГПП ЖКХ Белгородской области и генерального директора ГПП "Белгородоблгаз" от 14 августа 1992 г. 07/565 о бесплатной передаче в собственность граждан, проживающих в домах муниципального жилищного фонда, находящегося на балансе предприятий газового хозяйства внутридомового газового оборудования (л.д. 34), материалам гражданского дела по иску В. к тресту "Белгородгоргаз" о замене газовой плиты.
Из них видно, что на основании распоряжения главы администрации Белгородской области от 14 июля 1992 года 347-р внутридомовое газовое оборудование, установленное в домах муниципального жилищного фонда, было списано с баланса предприятий газового хозяйства в связи с безвозмездной его передачей в собственность граждан. В связи с этим его замена и обслуживание стали производиться только по заявкам граждан и за их счет.
Таким образом, указанное распоряжение повлекло правовые последствия и для юридических лиц (предприятий газового хозяйства области), и для неопределенного круга физических лиц.
Суд считает, что распоряжение 347-р от 14 июля 1992 года должно быть признано недействительным как противоречащее закону, поскольку издано главой администрации Белгородской области с превышением предоставленной ему законом компетенции.
Согласно ст. 45 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" установление порядка управления и распоряжения собственностью области, а также объектами федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение и распоряжение области, относилось к полномочиям областного Совета.
В компетенцию областной администрации и главы администрации в соответствии со ст. 48 и ст. 49 указанного Закона распоряжение имуществом, являющимся федеральной, областной или муниципальной собственностью, не входило.
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 33 в Законе РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 № 443-1 отсутствует.
------------------------------------------------------------------
Доводы представителя ОАО "Белгородоблгаз" о том, что в соответствии со ст. 33 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" внутридомовое газовое оборудование являлось муниципальной собственностью, а запрета на распоряжение ею главой администрации области не существует, неубедительны.
Согласно ст. 38 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляли местные Советы и местная администрация. К компетенции органов государственной власти и управления области эти действия в силу ст. 9 указанного Закона не относились.
Кроме того, из объяснений представителя комитета по управлению государственным имуществом Белгородской области, Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1559 "О преобразовании в акционерные общества к приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации" и Приложения № 1 к Указу распоряжения Госкомимущества Российской Федерации от 30 апреля 1993 г. № 765-р и Приложения № 1 (л.д. 8.13) видно, что внутридомовое газовое оборудование, находящееся на балансе республиканских, краевых, областных, городских и районных объединений и государственных предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, было отнесено к муниципальной собственности распоряжением Госкомимущества РФ от 30 апреля 1993 г., то есть позже принятого главой администрации Белгородской области распоряжения № 347-р от 14 июля 1992 года.
Доказательств предоставления главе администрации области права на распоряжение в этот период указанным имуществом не представлено.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 203 ГПК РСФСР, суд решил:
Признать недействительным распоряжение главы администрации Белгородской области от 14 июля 1992 г. № 347-р "О приватизации газового оборудования" со дня его издания.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение 10 дней после вынесения его в окончательной форме.
Судья
С.В.ГОРБАЧЕВА
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|