Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление главы администрации Белгородской обл. от 13.03.2000 № 161
"О корректировке показателей Программы содействия занятости населения Белгородской области на 1999 - 2000 годы"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием постановления главы администрации Белгородской области от 09.04.2001 № 228.



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2000 г. № 161

О КОРРЕКТИРОВКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1999 - 2000 ГОДЫ

Во исполнение постановления главы администрации области от 4 октября 1999 года № 552 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 года № 659 "О мерах по поддержанию занятости населения" и в соответствии с письмом Минтруда России от 8 октября 1999 года № 6647-ММ "О согласовании территориальных программ содействия занятости населения на 2000 год" постановляю:

1. Утвердить предложенные департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области контрольные показатели Программы содействия занятости населения Белгородской области на 2000 год, предусмотренные разделами 1, 2, 3, 4 и приложениями N№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (прилагаются).

2. Структурным подразделениям правительства администрации области, департаменту федеральной государственной службы занятости по Белгородской области, органам местного самоуправления районов и городов совместно с городскими и районными отделами занятости, работодателями и профсоюзами обеспечить согласованность действий, направленных на выполнение рекомендованных показателей на 2000 год Программы содействия занятости населения, уделив при этом первоочередное внимание:
реализации дополнительных мер по сдерживанию роста безработицы, поддержанию занятости населения, повышению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, особенно для слабо социально защищенных категорий граждан: молодежи, выпускников учебных заведений, лиц, уволенных с военной службы, женщин, матерей-одиночек и инвалидов;
стабилизации финансового состояния Государственного фонда занятости населения и недопущению задолженности по выплате пособий по безработице и стипендии.

3. Органам местного самоуправления районов и городов, руководителям предприятий и организаций:
принять необходимые меры по сохранению и развитию рабочих мест, в том числе для проведения общественных работ, при необходимости вносить соответствующие предложения в правительство администрации области и другие заинтересованные органы;
обеспечить своевременное представление органам службы занятости и профсоюзному органу информации о возможных массовых увольнениях работников и о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

4. Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области (Посохов В.Т.):
принять меры по более полному выявлению свободных рабочих мест и вакантных должностей, повышению эффективности содействия в трудоустройстве граждан, ищущих работу;
обеспечивать на основании заявок работодателей потребность в квалифицированной рабочей силе, в том числе посредством переобучения безработных граждан за счет средств Государственного фонда занятости населения;
направлять безработных граждан для участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых органами местного самоуправления районов и городов, предприятиями и организациями;
постоянно информировать глав местного самоуправления районов и городов, работодателей и население о состоянии рынка труда и ходе выполнения областной и местных Программ содействия занятости населения.

5. Признать утратившими силу разделы 1, 2, 7, 8 и приложения N№ 1, 2, 3, 4, 5а, 6, 7, 8а, 9а, 10 и 11а к Программе содействия занятости населения Белгородской области на 1999 - 2000 годы, утвержденной постановлением главы администрации области от 30 марта 1999 года № 187 и постановлением главы администрации области от 4 октября 1999 года № 552 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 года № 659 "О мерах по поддержанию занятости населения".

Глава администрации области
Е.САВЧЕНКО





Утверждены
постановлением главы
администрации области
от 13 марта 2000 г. № 161

КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 ГОД

1. Социально-экономическое положение
и рынок труда Белгородской области

В 1999 году в экономике области продолжалось формирование основ рыночных отношений, сложился стабильный удельный вес предприятий и организаций негосударственного сектора, развивалось предпринимательство, малый и средний бизнес. В этой сфере сегодня трудится около 70 процентов от занятых в экономике работников.
Итоги работы экономики области за 1999 год показывают, что сохраняется устойчивая тенденция роста показателей, характеризующих развитие основных отраслей, по сравнению с 1998 годом.
В промышленности уровень производства 1998 года превысили предприятия всех отраслей, кроме машиностроения и металлообработки. Индекс физического объема в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 109,9 процента.
Крупными и средними предприятиями области произведено потребительских товаров (включая стоимость винно-водочных изделий и пива) на 6912 млн. рублей, что на 8,7 процента выше уровня производства 1998 года. Производство пищевых продуктов возросло на 12 процентов, непродовольственных товаров - на 2,7 процента.
Обеспечен рост производства основных продуктов животноводства. Реализация на убой (в живом весе) скота и птицы во всех категориях хозяйств возросла по сравнению с 1998 годом на 4,4 процента, производство молока - на 2,6 процента и яиц - на 3,5 процента.
На транспорте возросли коммерческие перевозки грузов: автомобильным - на 37,9 процента, железнодорожным - на 15,3 процента, грузооборот увеличился соответственно на 32,9 и 3,8 процента. Возросли пассажирооборот и количество перевезенных пассажиров автомобильным транспортом. Объемы работ, выполненных по договорам строительного подряда и введенного жилья, по сравнению с 1998 годом, увеличились соответственно на 29,9 и 2,4 процента, платных услуг населению - на 5,4 процента, в том числе бытовых - на 1,2 процента.
На развитие экономики и социальной сферы в 1999 году было направлено 6,8 млрд. рублей инвестиций, что на 0,9 процента больше, чем в 1998 году.
Вместе с тем финансовое состояние предприятий по-прежнему остается сложным. По состоянию на 1 января 2000 года суммарная задолженность кредиторам предприятиями области составила 33,7 млрд. рублей, в том числе просроченная - 12,8 млрд. рублей, дебиторская задолженность - 18,4 млрд. рублей, в том числе просроченная - 6,1 млрд. рублей.
Состояние рынка труда характеризовалось небольшим снижением общей численности безработных, определяемых по методологии Международной Организации Труда (МОТ), и значительным сокращением уровня официально регистрируемой безработицы, в том числе в сельской местности.
На снижение численности официально зарегистрированных безработных определенное влияние оказали наметившиеся положительные сдвиги в экономике области, значительное уменьшение числа высвобождаемых работников по инициативе администраций предприятий и организаций, а также ужесточение порядка регистрации, назначения пособий по безработице безработным гражданам и снятия их с учета в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 июля 1999 года № 175-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В последние годы стало закономерностью снижение уровня экономической активности населения, то есть снижение доли экономически активного населения. Эта тенденция прослеживалась и в 1999 году.
Численность экономически активного населения в декабре 1999 года составила 665,0 тыс. человек, или 44,6 процента от общей численности населения области. В их числе 590,0 тыс. человек были заняты всеми видами экономической деятельности и 75,0 тыс. человек (11,3%) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии со стандартами Международной Организации Труда (МОТ) классифицировались как безработные.
Преобладающая часть занятого населения была сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В 1999 году на них работало 475,0 тыс. человек, или 80,5 процента от общей численности занятых. Кроме того, для работы на крупных и средних предприятиях привлекались на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 17,3 тыс. человек. Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости составило 492,3 тыс. человек и было выше, чем в 1998 году на 5,4 тыс. человек, или 1,1 процента. Увеличение численности замещенных рабочих мест наблюдается в большинстве отраслей промышленности, кроме деревообрабатывающей, где она уменьшилась на 10,0 процентов, связи - на 0,6, кредитовании, финансах и страховании - на 9,1 и сельском хозяйстве - на 4,6 процента.
Несмотря на нестабильное социально-экономическое положение, в январе - декабре 1999 года прием новых кадров опережал выбытие работников на 9 процентов. За этот период на предприятия и в организации (без организаций малого предпринимательства) принято на работу 113,8 тыс. человек (23,8% среднесписочной численности), из них 7,9 тыс. человек (1,7%) - на дополнительно введенные рабочие места, а по различным причинам выбыло 101,5 тыс. человек, или 21,2 процента среднесписочной численности персонала. Из них 75,4 тыс. человек, или 15,8 процента уволились по собственному желанию. Численность работников, работавших в режиме неполной рабочей недели (дня), сократилась на 12,5 тыс. человек (43,9%), имевших вынужденные административные отпуска - на 18,2 тыс. человек (34,7%), а их удельный вес в общей численности работников предприятий снизился с 5,9 до 3,4 процента и с 10,8 до 7,2 процента. Общее число неотработанного времени работниками, трудившимися неполное рабочее время по инициативе администрации, составило 2053,7 тыс. человеко-часов, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 1200 человек. Из-за административных отпусков размеры недоиспользования рабочего времени на крупных и средних предприятиях составили в январе - декабре 1999 года 670,1 тыс. человеко-дней, или 20 дней в расчете на одного среднесписочного работника (в январе - декабре 1998 года - 26 дней).
Вынужденная неполная занятость (безработица в скрытой форме) указывает на потенциальную безработицу, в результате которой работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, что значительно приуменьшает реальное число безработных.
В области постоянно растет численность граждан, нашедших работу (доходное занятие) при содействии государственной службы занятости населения. По сравнению с 1998 годом этот показатель возрос с 35,6 тыс. человек до 39,3 тыс. человек, а процент трудоустройства соответственно с 67,0 до 83,7 процента.
Всего на областной рынок труда попало свыше 190 тыс. человек, из которых более 60 тыс., или каждый третий, обратились в отделы департамента занятости за содействием в трудоустройстве и переобучении. Среди них 43,0 процента составили рабочие, 20,1 процента - инженерно-технические работники и 36,8 процента - лица, ранее не работавшие, ищущие работу впервые, и другие. По социальным категориям 52,8 процента - женщины, 34,4 - молодежь, 5,9 процента - пенсионеры, уволенные в запас военнослужащие, вынужденные переселенцы и лица, освобожденные из мест лишения свободы. Определенное влияние на рынок труда оказывали также граждане, ранее не работавшие и ищущие работу впервые, численность которых составила 17288 человек (36,8 процента).

Таблица № 1

Основные показатели безработицы

   ----------------------------------T-------------T----------------¬

¦ Показатели ¦ на 1 января ¦ на 1 января ¦
¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦Безработные - всего, тыс. чел¦ 82,7 ¦ 75,0 ¦
¦в процентах к экономически актив-¦ ¦ ¦
¦ному населению ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦из них ¦ ¦ ¦
¦зарегистрированы в службе заня-¦ ¦ ¦
¦тости, тыс. чел ¦ 11,0 ¦ 5,0 ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦в процентах к экономически актив-¦ ¦ ¦
¦ному населению ¦ 1,63 ¦ 0,73 ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦в процентах к общей численности¦ ¦ ¦
¦безработных ¦ 13,3 ¦ 6,7 ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦не зарегистрированы в службе за-¦ ¦ ¦
¦нятости, тыс. чел ¦ 71,7 ¦ 70,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------+-------------+-----------------


По состоянию на 1 января 1999 года численность официально зарегистрированных безработных составляла 11032 человека, в том числе проживающих в сельской местности - 1142 человека, а на 1 января 2000 года соответственно 4994 и 508 человек, или сократилась в 2,2 раза. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,63 процента до 0,73 процента. Если в декабре 1998 года в разрезе районов и городов он колебался от 0,45 до 3,41 процента, то по состоянию на 1 января 2000 года составил соответственно 0,19 и 0,98 процента. Одновременно произошло увеличение заявленной предприятиями потребности в работниках. В результате коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одно свободное рабочее место) по сравнению с началом 1999 года снизился с 7,4 до 2,3 человека. Однако снижение конкуренции за свободное рабочее место (вакансию) не снизило напряженности на рынке труда области, о чем свидетельствует увеличение долговременной безработицы, которая возросла до 5,9 месяца против 4,7 месяца в 1998 году.
Произошли изменения в соотношении зарегистрированных безработных по причинам незанятости, полу, возрасту и уровню образования. Доминирующее положение в структуре регистрируемых безработных продолжает сохраняться за гражданами (в основном женщинами), добровольно уволившимися, в связи с высвобождением их с предприятий, а также потерявшими работу свыше года. В последнее время все меньше мужчин прибегает к услугам службы занятости.

Таблица № 2

Состав зарегистрированных безработных по полу

(в процентах)
   ----------------------------T-------------------------T-------------------------¬

¦ Показатели ¦ женщины ¦ мужчины ¦
¦ +------------T------------+------------T------------+
¦ ¦на 1 января ¦на 1 января ¦на 1 января ¦на 1 января ¦
¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ По причинам незанятости: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - уволившиеся по собствен-¦ 23,3 ¦ 34,9 ¦ 32,0 ¦ 36,1 ¦
¦ ному желанию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - высвобожденные работни- ¦ 47,2 ¦ 34,5 ¦ 35,8 ¦ 26,4 ¦
¦ ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - выпускники общеобразо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ вательных школ и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ профессиональных ¦ 13,0 ¦ 15,3 ¦ 8,6 ¦ 14,6 ¦
¦ учебных заведений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ По уровню образования: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - с высшим и средним ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ специальным образованием ¦ 64,0 ¦ 70,2 ¦ 51,2 ¦ 67,4 ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - не имеющие полного сред-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ него образования ¦ 3,4 ¦ 1,9 ¦ 1,9 ¦ 3,5 ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ По возрасту: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - молодежь 16-29 лет ¦ 33,6 ¦ 36,3 ¦ 40,3 ¦ 57,4 ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - лица предпенсионного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ возраста ¦ 2,2 ¦ 4,6 ¦ 7,2 ¦ 10,1 ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - других возрастов ¦ 64,2 ¦ 59,1 ¦ 52,5 ¦ 32,5 ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ Отдельные категории без- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ работных: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - не приступавшие к трудо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ вой деятельности ¦ 12,1 ¦ 16,9 ¦ 10,4 ¦ 11,2 ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - не имеющие профессии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ специальности ¦ 2,1 ¦ 1,0 ¦ 3,1 ¦ 1,9 ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - имеющие длительный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (более года) перерыв в ¦ 8,1 ¦ 6,1 ¦ 8,8 ¦ 7,8 ¦
¦ работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ Доля этих категорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ среди зарегистрированных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ по состоянию на конец ¦ 74,8 ¦ 81,2 ¦ 25,2 ¦ 18,8 ¦
¦ года (периода) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ Продолжительность без- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ работицы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - средняя продолжитель- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ность (месяцев) ¦ 5,0 ¦ 6,1 ¦ 4,9 ¦ 4,7 ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - доля временной безрабо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ тицы ¦ 52,3 ¦ 43,0 ¦ 49,8 ¦ 59,3 ¦
+---------------------------+------------+------------+------------+------------+
¦ - доля хронической безра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ботицы ¦ 4,0 ¦ 10,3 ¦ 5,8 ¦ 7,9 ¦
L---------------------------+------------+------------+------------+-------------


В 1999 году по сравнению с 1998 годом среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи в возрасте 16 - 29 лет увеличилась на 5,0 процентов и составила 40,3 процента. Каждый третий среди них является выпускником учебного заведения.

Таблица № 3

Распределение зарегистрированных
безработных по возрасту

   ------------------------T-------------------T--------------------¬

¦ Показатели ¦на 1 января 1999 г.¦на 1 января 2000 г. ¦
¦ +----------T--------+----------T---------+
¦ ¦ чел. ¦ % ¦ чел. ¦ % ¦
+-----------------------+----------+--------+----------+---------+
¦Численность зарегистри-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рованных безработных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- всего: ¦ 11032 ¦ 100,0 ¦ 4994 ¦ 100,0 ¦
+-----------------------+----------+--------+----------+---------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- в возрасте 16-29 лет ¦ 3895 ¦ 35,3 ¦ 2011 ¦ 40,3 ¦
+-----------------------+----------+--------+----------+---------+
¦- предпенсионного воз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦раста ¦ 382 ¦ 3,5 ¦ 281 ¦ 5,6 ¦
+-----------------------+----------+--------+----------+---------+
¦- других возрастов ¦ 6755 ¦ 61,2 ¦ 2702 ¦ 54,1 ¦
L-----------------------+----------+--------+----------+----------


Среди официально зарегистрированных безработных выше доля лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, и ниже доля лиц, не имеющих полного среднего образования. Эти показатели в 1999 году составили соответственно 26,6 процента, 43,1 и 2,2 процента. Из общей численности безработных выпускников 0,9 процента составили лица, окончившие школу, 19,3 - ПТУ, 60,4 - средние специальные и 19,4 процента - высшие учебные заведения. Такая ситуация обусловлена подготовкой их по профессиям (специальностям), не соответствующим потребностям рынка труда.
Свыше 5 процентов всех безработных составляют лица предпенсионного возраста (женщины 50 - 55 лет и мужчины 55 - 60 лет).
С увеличением доли лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование (с 60,8% в 1998 г. до 69,7% в 1999 г.), трудоустройство их продолжает оставаться сложным.

Приложение № 4

Состав зарегистрированных безработных
по уровню образования

   ------------------------T-------------------T--------------------¬

¦ ¦на 1 января 1999 г.¦на 1 января 2000 г. ¦
¦ +---------T---------+----------T---------+
¦ ¦ чел. ¦ % ¦ чел. ¦ % ¦
+-----------------------+---------+---------+----------+---------+
¦Численность зарегистри-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рованных безработных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- всего: ¦ 11032 ¦ 100,0 ¦ 4994 ¦ 100,0 ¦
+-----------------------+---------+---------+----------+---------+
¦в том числе имеющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- высшее профессиональ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ное образование ¦ 2560 ¦ 23,2 ¦ 1328 ¦ 26,6 ¦
+-----------------------+---------+---------+----------+---------+
¦- среднее профессиона- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦льное образование ¦ 4144 ¦ 37,6 ¦ 2152 ¦ 43,1 ¦
+-----------------------+---------+---------+----------+-------- ¦
¦- начальное профессио- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нальное образование ¦ 2306 ¦ 20,9 ¦ 773 ¦ 15,5 ¦
+-----------------------+---------+---------+----------+---------+
¦- среднее общее образо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вание ¦ 1692 ¦ 15,3 ¦ 629 ¦ 12,6 ¦
+-----------------------+---------+---------+----------+---------+
¦- неполное среднее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образование ¦ 330 ¦ 3,0 ¦ 112 ¦ 2,2 ¦
L-----------------------+---------+---------+----------+----------


В городские и районные отделы департамента ФГСЗН за содействием в трудоустройстве в 1999 году обратилось 46939 человек, из которых 39305 (83,7%) были трудоустроены, что на 3724 человека больше, чем за 1998 год.
Для содействия временной занятости безработных на период поиска им постоянной работы органами службы занятости 1818 гражданам предоставлена возможность участия в общественных работах. Ими отработано более 70828 человеко-дней, что соответственно на 7284 человеко-дня, или на 11,5 процента больше, чем в 1998 году.
Большое внимание уделялось трудоустройству молодежи. В 1999 году 245 человек из числа выпускников учебных заведений были направлены для участия в программе "Молодежная практика" и 12177 несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 17 лет была предоставлена работа в период летних каникул. Из общего числа трудоустроенных 8247 человек, или 67,7 процента, составили подростки из семей, нуждающихся в социальной поддержке. За счет средств Государственного фонда занятости 102 детям безработных приобретены путевки в лагеря отдыха.
Для обеспечения занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих особые трудности при трудоустройстве, органами местного самоуправления городов и районов по предложениям отделов службы занятости было заквотировано 957 рабочих мест. В 1999 году на них было трудоустроено 784 человека.
Активно велась работа по оказанию безработным гражданам, незанятому населению, школьникам и учащейся молодежи профориентационных услуг. Ими воспользовалось свыше 46 тыс. человек - 98 процентов от числа обратившихся.
Одной из форм активной политики департамента ФГСЗН являлось развитие профессионального обучения. Программой 1999 года предусматривалось направить на профессиональное обучение 4330 граждан, в том числе 2706 безработных. Фактически обучение закончили 3479 граждан, 98 процентов из них после переобучения были трудоустроены. Обучение безработных граждан и незанятого населения осуществлялось по 133 профессиям и специальностям, 78 из них соответствовали потребностям рынка труда.
В целях сокращения длительной безработицы продолжалась работа по развитию и совершенствованию социальной адаптации безработных граждан по программам "Клуб активного поиска работы" и "Новый старт". В них приняли участие 1256 человек, 50,3 процента из них после учебы нашли работу.
Проведенная работа по повышению уровня сбора страховых взносов в Государственный фонд занятости населения позволила ликвидировать ранее допущенное отставание по выплате пособий по безработице и стипендий, которое на начало 1999 года в городах и районах области составляло от 2 до 10 месяцев.
Фактические расходы Государственного фонда занятости населения за 1999 год составили 103,6 млн. рублей, что на 27,0 млн. рублей больше запланированных средств на выполнение мероприятий Программы, в том числе на материальную поддержку лиц, признанных безработными - 46,7 млн. рублей, или 45,1 процента, активную политику занятости - 42,0 млн. рублей, или 40,5 процента, и создание и сохранение 2195 рабочих мест - 30,0 млн. рублей, или 29,0 процентов от общей суммы расходов.
В целях информирования населения и работодателей о ходе и состоянии рынка труда департаментом ФГСЗН активно использовались городские, районные, областные общественно-политические газеты, информационный бюллетень департамента ФГСЗН "Ориентир", а также областное радио и телевидение. В них было размещено свыше 250 публикаций, подготовлено и прошло в эфире на каналах областного радио и телевидения 50 передач, 55 рекламных и 7 информационных сообщений, посвященных различным проблемам реализации в области активной политики занятости.

2. Прогноз спроса и предложения
рабочей силы в 2000 году

В 2000 году занятость и безработица в области будут определяться активностью экономических преобразований, а также демографической ситуацией, общей численностью и структурой населения.
По данным областного комитета государственной статистики в 2000 году прогнозируется незначительное увеличение трудовых ресурсов до 828,5 тыс. человек.
Однако демографическая обстановка остается достаточно неоднозначной, что обусловлено устойчивым сохранением естественной убыли, из-за которой потери населения увеличиваются, в 1999 году она составила 7,5 человека на тысячу жителей, тогда как в 1998 году была 6,3 человека. По-прежнему ни в одном из районов области уровень рождаемости не обеспечивает простое воспроизводство населения.
Неустойчивая ситуация на рынке труда влечет за собой снижение численности работающих. По прогнозу в 2000 году численность занятых в области составит 605,5 тыс. человек. (Динамика занятости населения по сферам деятельности представлена в приложении № 2). На рынке труда на рабочие места будут претендовать примерно 190 тыс. человек, 42,0 процента из них составят граждане, уволенные по причине текучести и в связи с высвобождением, причем число высвобождаемых работников в текущем году может составить от 6 до 8 тысяч человек.
Прогноз спроса и предложения рабочей силы в 2000 году рассчитан с условием, что ситуация в экономике останется аналогичной ситуации 1999 года.
Состояние рынка труда будет характеризоваться следующими особенностями:
превышением предложения рабочей силы над спросом на нее;
рынок труда будет испытывать давление работников, вынужденно занятых в режиме неполного рабочего времени и находящихся в отпусках по инициативе администрации;
относительной стабильностью уровня регистрируемой безработицы и структуры безработных по полу, возрасту, уровню образования, месту проживания;
сокращением удельного веса уволившихся по собственному желанию;
увеличением продолжительности времени поиска работы.
В 2000 году продолжится ликвидация убыточных предприятий, вследствие чего будут высвобождаться работники. Численность уволенных по этой причине прогнозно составит 2 - 3 тысячи человек.
Рынок труда молодежи будет складываться в основном из нетрудоустроенных выпускников учебных заведений и лиц, оставивших учебу в возрасте 16 - 28 лет, а также незанятой молодежи в пределах 21 тысячи человек. Численность граждан, уволенных из Вооруженных Сил и других силовых структур нуждающихся в трудоустройстве, достигнет 3,5 тысячи человек.
Будут находиться в поиске рабочего места лица, ранее незанятые каким-либо видом деятельности и учебой. По прогнозу их число в 2000 году возрастет до 55 тысяч человек.
В зависимости от социально-экономического положения в области будут формироваться и другие категории лиц, составляющие рынок труда (освобожденные из учреждений, исполняющих наказание по решению суда, механический прирост населения и другие). Всего по различным причинам на рынке труда предложение рабочей силы в 2000 году может составить 194 - 198 тысяч человек.
Прогнозные расчеты рынка труда на 2000 год показали, что предложение рабочей силы будет превышать спрос на нее в 1,5 раза.
Исходя из прогноза, заложенного в районных и городских программах содействия занятости населения, и опыта прошлых лет ожидается, что 80 тыс. человек трудоустроятся самостоятельно, а 60 тыс. человек станут клиентами службы занятости. Практическая помощь в трудоустройстве будет оказана примерно 40 тыс. гражданам, или 65 процентам от обратившихся.
Численность зарегистрированных безработных граждан на конец 2000 года может составить 8 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы (к экономически активному населению) - 1,2 процента. (Структура областного рынка труда, численности безработных и уровня безработицы представлены в приложениях N№ 3-4).
В 2000 году ожидается устойчивая потребность экономики в квалифицированных кадрах рабочих профессии: водитель транспортных средств, каменщик, маляр, штукатур, бетонщик, монтажник, кровельщик, плиточник, плотник, столяр, машинист различного технологического оборудования, наладчик всех специальностей, слесарь всех специальностей, станочник металлообрабатывающих станков, газоэлектросварщик, повар, продавец, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Расширится спрос на специалистов малого и среднего бизнеса, для непроизводственной сферы деятельности по специальностям: бухгалтер (высокой квалификации), механик, инженер-строитель, прораб, инженер-технолог, юрисконсульт, врач различных профилей, средний медицинский персонал, агент страховой и коммерческий, специалисты торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения и другие.
Не будут испытывать сложности с трудоустройством специалисты, владеющие компьютерными технологиями, в связи с развивающимся процессом информатизации общества. Останется сложным трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения - инвалидов, женщин, молодежи и других.
В планируемый период предстоит решить проблему переподготовки специалистов технических специальностей, которые в настоящее время оказались не востребованными и испытывают сложности с трудоустройством, основную часть из них составляют женщины. Достигаться это будет путем активизации профориентационной работы, обучения и переобучения незанятого населения, социальной защиты граждан, неконкурентоспособных на рынке труда.

3. Организационное и финансовое обеспечение программы
содействия занятости населения
Белгородской области на 2000 год

Организацию текущего контроля за реализацией мероприятий, Программы будет осуществлять департамент ФГСЗН по Белгородской области совместно с органами исполнительной власти и Министерством труда и социального развития Российской Федерации с представлением по итогам полугодия и года информации Минтруду России и департаменту социальной политики правительства администрации области.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств Государственного фонда занятости населения и средств работодателей. Основным источником формирования доходов Государственного фонда занятости населения остаются страховые взносы работодателей в размере 1,5 процента от средств, идущих на оплату труда. В 2000 году поступления финансовых средств в Государственный фонд занятости населения прогнозно составят 135535 тыс. рублей, в том числе обязательные отчисления страховых взносов - 122590 тыс. рублей. В прочих доходах предусматриваются поступления в сумме 10000 тыс. рублей за счет мобилизации просроченной задолженности в Государственный фонд занятости населения и иных поступлений (пени и штрафы) - 2000 тыс. рублей.
Планируемые расходы на реализацию Программы в 2000 году составят 135535 тыс. рублей, в том числе:
отчисления в федеральную часть Государственного фонда занятости населения - 24518 тыс. рублей (20% от обязательных поступлений страховых взносов);
на программу материальной поддержки лиц, признанных безработными, - 40110 тыс. рублей, или 29,6 процента от общей суммы расходов, в том числе на выплату пособий по безработице 37940 тыс. рублей, или 28,0 процента;
на активную политику занятости населения - 48560 тыс. рублей, или 35,8 процента от общей суммы расходов, из них на организацию рабочих мест - 28500 тыс. рублей, или 21,0 процент, на программу обучения лиц, признанных безработными, - 10000 тыс. рублей, или 7,4 процента;
на информационное обеспечение государственной политики занятости - 3260 тыс. рублей, или 2,4 процента, из них на развитие АИС "Занятость" - 1830 тыс. рублей, или 1,4 процента;
на содержание службы занятости - 18378,0 тыс. рублей, или 13,6 процента.
В случае возникновения кризисных ситуаций на рынке труда финансовые средства будут использоваться в основном для социальной поддержки безработных и членов их семей, находящихся на их содержании.
Проект бюджета доходов и расходов Государственного фонда занятости населения департамента ФГСЗН по Белгородской области на 2000 год приводится в приложении № 9.

4. Прогноз эффективности реализации Программы
содействия занятости населения
Белгородской области на 2000 год

Реализация мероприятий Программы позволит улучшить условия расширения занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий через трудоустройство безработных граждан, развитие малого и среднего бизнеса, систем обучения кадров, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, эффективную целевую поддержку лиц, неконкурентоспособных на рынке труда.
Выполнение намеченных мер позволит:
регулировать ситуацию на рынке труда, не допустить увеличения безработицы резкими темпами и сдержать ее уровень в 2000 году в пределах 0,8 - 1,2 процента;
оказать консультационные услуги по вопросам занятости населения 50,0 тыс. человекам;
создать и сохранить 2000 рабочих мест;
оказать содействие в трудоустройстве 35,0 тыс. граждан;
организовать занятость 1100 человек длительно безработных граждан путем приобретения ими навыков активного поиска работы в "Клубах ищущих работу" и "Новый старт";
обеспечить возможности трудоустройства и приобретения профессиональных знаний, навыков и умений 187 выпускникам образовательных учреждений в рамках программы "Молодежная практика";
поддержать развитие предпринимательства и самозанятости 505 человек, в том числе обучить 435 безработных для последующей организации предпринимательской деятельности и выдать субсидии на организацию собственного дела 70 безработным гражданам;
обеспечить временное трудоустройство 12425 человек, в том числе на общественные работы - 1800 человек, временные работы - 1500 человек и оказать содействие временному трудоустройству 9125 несовершеннолетних граждан;
предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных знаний и навыков 4445 гражданам, в том числе 1867 - из числа социально слабозащищенных, из них 804 - гражданам, впервые выходящим на рынок труда, 249 - выпускникам общеобразовательных школ, 63 - инвалидам, имеющим показания к труду, 575 - женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, 54 - гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, 83 - беженцам и вынужденным переселенцам;
провести профориентационную работу с 41,5 тыс. безработных и незанятых граждан (молодежью, женщинами, инвалидами, специалистами, имеющими высшее образование, длительно неработающими);
произвести выплаты пособий по безработице 15,0 тыс. человекам;
оказать материальную и иную помощь 150 безработным гражданам;
организовать отдых и лечение 105 детей безработных граждан;
поддержать доход 900 безработных граждан в период временной нетрудоспособности;
предоставить возможность досрочного выхода на пенсию 64 безработным гражданам.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru