Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








"Устав Яковлевского района Белгородской области" от 18.04.1997
(ред. от 29.04.2003)
(принят решением Яковлевского районного Совета 18.04.1997 № 2, в новой редакции 26.04.2002 № 1)
(Зарегистрировано постановлением главы администрации Белгородской области 06.06.2002 № 246)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Победа", № 55-56, 12.07.1997.



Утратил силу в связи с принятием Устава муниципального образования "Яковлевский район", вступающего в силу с 1 января 2006 года, но не ранее дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.



Зарегистрировано постановлением главы администрации Белгородской области 6 июня 2002 г. № 246
   ------------------------------------------------------------------


ЯКОВЛЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

УСТАВ
ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 26 апреля 2002 года

Принят
решением
девятой сессии
Яковлевского районного Совета
от 18 апреля 1997 года № 2

Принят
в новой редакции
двадцать первой сессией
районного Совета, решение
от 26 апреля 2002 года № 1

(в ред. решения Яковлевского районного Совета депутатов
от 29.04.2003 № 3)

Яковлевский районный Совет депутатов в соответствии с конституционными гарантиями самоуправления в Российской Федерации, на основании федеральных и областных законов, выражая волю населения района, принимает настоящий Устав.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус района

Яковлевский район входит в состав Белгородской области, является муниципальным образованием, имеющим муниципальную собственность, бюджет, выборный орган местного самоуправления района - районный Совет депутатов, выборное должностное лицо местного самоуправления - главу местного самоуправления района (главу района). Устав района.

Статья 2. Территория района

1. Территорию района составляют земли города, поселков, поселковых и сельских округов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли, необходимые для развития сел и поселков, земли резервного фонда района и другие земли в границах района независимо от форм собственности и целевого назначения.

2. В состав Яковлевского района входят следующие административно - территориальные единицы: город Строитель, рабочий поселок Яковлево (далее - поселок), Томаровский поселковый округ, сельские округа: Алексеевский, Бутовский, Быковский, Гостищевский, Дмитриевский, Завидовский, Казацкий, Кривцовский, Кустовской, Мощенский, Саженский, Смородинский, Стрелецкий, Терновский.

3. Граница Яковлевского района установлена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "Об изменениях в административно-территориальном делении Белгородской области" от 12 января 1965 года. В соответствии со схематической картой (приложение к Уставу) район граничит с Белгородским, Борисовским, Ракитянским, Ивнянским, Прохоровским, Корочанским районами Белгородской области.
Площадь района составляет - 1089 кв. км.

Статья 3. Установление и изменение границ муниципального образования

1. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций и определяется законами области.

2. Изменение границ района не может быть осуществлено без учета мнения его населения, выраженного им непосредственно или через своих представителей - депутатов районного Совета, членов Земских собраний, и осуществляется в соответствии с законами области.

Статья 4. Население района

Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Яковлевского района, составляют его население.

Статья 5. Символика Яковлевского района

Официальным символом района является герб, утвержденный районным Советом. Район может иметь другие символы, утвержденные районным Советом депутатов. Порядок использования герба и других символов района устанавливается районным Советом депутатов.

Статья 6. День района

Официальным общерайонным праздником Днем района является день официального образования района. Он отмечается в ближайшую субботу после 12 января.

Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА

Статья 7. Местное самоуправление района

1. Местное самоуправление в районе - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Местное самоуправление в границах Яковлевского района осуществляется населением посредством референдумов, выборов, сходов, собраний и других форм прямого волеизъявления граждан через выборный орган - районный Совет депутатов, выборное должностное лицо - главу района и исполнительный орган - администрацию района, а также через органы территориального общественного самоуправления - Земские собрания.

3. Органы местного самоуправления Яковлевского района не входят в систему органов государственной власти.

4. Местное самоуправление в районе осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Белгородской области, законами области и настоящим Уставом.

Статья 8. Предметы ведения местного самоуправления

1. Предметами ведения местного самоуправления района являются вопросы местного значения, к которым относятся:
1) принятие и изменение Устава района, осуществление контроля за его исполнением;
2) обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;
3) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
4) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение бюджета района, установление и отмена местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
5) комплексное социально-экономическое развитие района;
6) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
7) организация, содержание и развитие муниципальных образовательных учреждений;
8) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения района;
9) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений культуры;
10) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений (объектов) физической культуры и спорта;
11) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
12) регулирование планировки и застройки территории района;
13) контроль за использованием земель на территории района;
14) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
15) создание условий для жилищного и культурно-социального строительства;
16) организация и ведение муниципального строительства;
17) организация, содержание и развитие муниципальных систем энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализационной и дренажной систем;
18) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
19) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
20) благоустройство и озеленение территории района;
21) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
23) организация и содержание муниципальных архивов;
24) организация транспортного обслуживания населения и обеспечение населения услугами связи;
25) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
26) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности района;
27) организация и содержание районной информационной службы;
28) создание условий для деятельности средств массовой информации;
29) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
30) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
31) участие в охране окружающей среды и экологической безопасности на территории района;
32) обеспечение противопожарной безопасности в районе, организация муниципальной пожарной службы.

2. Органы местного самоуправления района вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Российской Федерации и Белгородской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Статья 9. Гарантии местного самоуправления

1. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами и настоящим Уставом, запрещается.

2. Местному самоуправлению в районе гарантировано право:
- на судебную защиту;
- на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами и органами государственной власти области.

3. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления района могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, виновные несут ответственность в соответствии с действующими законами.

5. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

Глава 3. УЧАСТИЕ ЖИТЕЛЕЙ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Статья 10. Права граждан на осуществление местного самоуправления

1. Носителем всех прав самоуправления в Яковлевском районе является его население.
Субъектом самоуправления, имеющим право участвовать в референдумах района, территориальном общественном самоуправлении, в выборах органов и выборного должностного лица местного самоуправления является население района, обладающее избирательным правом в соответствии с действующими федеральными и областными законами.

2. Население района вправе:
1) участвовать в референдумах, сходах граждан (собраниях), опросах и иных формах прямого волеизъявления;
2) в установленном порядке выходить с инициативой о проведении референдума района;
3) направлять в органы местного самоуправления района, должностным лицам местного самоуправления в муниципальные учреждения, предприятия и организации индивидуальные и коллективные, устные и письменные обращения;
4) создавать территориальное общественное самоуправление;
5) избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и на выборные должности в системе местного самоуправления;
6) осуществлять иные права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами и настоящим Уставом.

Глава 4. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

Статья 11. Местный референдум

1. По вопросам местного значения в районе может проводиться референдум. Решения, принятые на референдуме района, обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления и гражданами, а также предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, расположенными на территории района. Они могут быть отменены только на другом референдуме района или судом.

2. Местный референдум назначается районным Советом депутатов не позднее чем за 50 дней до дня голосования.
В решении о назначении референдума указывается дата его проведения, вопрос референдума или проект выносимого на референдум закона или иного нормативного правового акта.
Районный Совет депутатов вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов иных федеральных законов. Устава (Основного закона) Белгородской области, Избирательного кодекса Белгородской области, настоящего Устава.
Решение о назначении референдума публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.
Голосование на референдуме назначается только на календарный выходной день и не допускается назначение на праздничный день.

3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории района, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

4. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 12. Муниципальные выборы

Выборы депутатов районного Совета депутатов и главы местного самоуправления района осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и проводятся в соответствии с законами области.

Статья 13. Подготовка и проведение выборов, референдумов всех уровней

Подготовку и проведение на территории Яковлевского района выборов в органы государственной власти Белгородской области и местного самоуправления, областного и местного референдумов, отзыва депутатов и выборных должностных лиц, защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва:
территориальная (районная) избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва;
окружные избирательные комиссии, комиссии отзыва;
участковые избирательные комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва.
Порядок организации и проведения выборов, референдумов, отзывов депутатов и выборных должностных лиц устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Избирательным кодексом Белгородской области, настоящим Уставом.
Территориальная избирательная комиссия формируется на постоянной основе на срок 4 года в количестве 13 членов с правом решающего голоса.

Статья 14. Народная правотворческая инициатива

Население Яковлевского района имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные в органы местного самоуправления группой граждан, обладающих активным избирательным правом, числом не менее чем один процент от общего числа избирателей района, подлежит обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 15. Обращения граждан в органы местного самоуправления

Граждане, постоянно или преимущественно проживающие или временно находящиеся на территории района, имеют право обращаться к главе местного самоуправления района, депутатам районного Совета депутатов, должностным лицам администрации района и ее структурных подразделений и получать ответы по существу обращений в месячный срок.

Статья 16. Собрания (сходы) граждан

1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.
Собрания (сходы) граждан для рассмотрения вопросов, входящих в их компетенцию, могут созываться главой района, районным Советом, главой администрации города, поселка, поселкового (сельского) округов, органом территориального общественного самоуправления по собственной инициативе или по инициативе граждан по мере необходимости.
В отдельных случаях, когда созыв собрания (схода) граждан затруднен, могут проводиться собрания (сходы) представителей от населения соответствующих территорий.

2. Норма представительства устанавливается тем органом или должностным лицом, которое принимает решение о созыве собрания (схода) граждан.
В пределах установленных норм представители на собрание (сход) граждан избираются соответственно на собраниях жителей микрорайона, кварталов, улиц и других типов поселения.

3. Подготовку и проведение собраний (сходов) граждан обеспечивают органы местного самоуправления или глава администрации города, поселка, поселкового (сельских) округов либо орган территориального общественного самоуправления.
О времени и месте проведения собрания (схода) граждан и вопросах, которые выносятся на обсуждение, население оповещается доступными способами не менее чем за три дня до его проведения.

4. Собрание (сход) граждан правомочно, если на нем присутствует более половины от числа граждан, имеющих право участвовать в собрании (сходе) граждан.
Собрание (сход) представителей от населения соответствующих территорий правомочно, если в его работе принимают участие не менее 2 - 3 представителей, избранных на собраниях жителей микрорайонов, кварталов, улиц и других типов поселения.

5. Собрание (сход) граждан открывается руководителем органа местного самоуправления, главой администрации города, поселка, поселкового (сельского) округов, руководителем органа территориального общественного самоуправления или уполномоченными ими лицами.

6. Собрание (сход) граждан могут обращаться с запросами и предложениями в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам, которые обязаны в месячный срок рассмотреть обращение и о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить главе района, главе города, поселка, поселкового (сельского) округов или органу территориального общественного самоуправления, которые доводят полученную информацию доступными способами до сведения населения соответствующей территории.

Глава 5. ДРУГИЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 17. Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории района, не являющейся муниципальным образованием (на территориях города, поселков, поселковых и сельских округов, отдельных поселений или их частей, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях), для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Статья 18. Система территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением в местах своего проживания как непосредственно на собраниях (сходах) граждан, в результате опроса и иных формах прямого волеизъявления, так и через органы территориального общественного самоуправления (Земские собрания города, поселка, поселкового и сельских округов, советы или комитеты микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, сел, хуторов и т.д.).

Статья 19. Выборы органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления.
Выборы органов территориального общественного самоуправления могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства. Собрание (сход) или конференция граждан устанавливает срок полномочий органов территориального общественного самоуправления самостоятельно.

2. Районный Совет депутатов устанавливает порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов территориального общественного самоуправления.

Статья 20. Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления и их взаимодействие с органами местного самоуправления

1. Полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются Положением о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемым представительным органом местного самоуправления - районным Советом депутатов.

2. Органы местного самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении ими своих полномочий.

4. Органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в работе органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

5. Органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами с момента их регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Статья 21. Финансовая и экономическая основы деятельности органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления, как юридические лица, вправе вести самостоятельную хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством.

2. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им органами местного самоуправления.

Глава 6. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 22. Система местного самоуправления района

В систему местного самоуправления района входят:
1. Глава местного самоуправления Яковлевского района - глава района.
2. Представительный орган местного самоуправления - Яковлевский районный Совет депутатов.
3. Исполнительный орган местного самоуправления - администрация Яковлевского района.

Глава 7. ГЛАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА

Статья 23. Должность главы местного самоуправления

1. Глава местного самоуправления Яковлевского района (далее - глава района) является высшим выборным должностным лицом в системе самоуправления района.

2. Глава района избирается сроком на 4 года гражданами, проживающими на территории района и обладающими активным избирательным правом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и в порядке, установленном федеральными и областными законами.
Полномочия главы района начинаются со дня его регистрации территориальной избирательной комиссией и прекращаются в день регистрации вновь избранного главы района.

3. Глава района принимает присягу следующего содержания: "Вступая в должность главы Яковлевского района, торжественно клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы, Устав и законы Белгородской области, Устав Яковлевского района, уважать и защищать права человека и гражданина, верно служить жителям района, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности главы местного самоуправления Яковлевского района".

4. Торжественная присяга приносится на заседании сессии районного Совета депутатов, проводимой не позднее 14 дней после регистрации главы района территориальной избирательной комиссией.

5. Глава района возглавляет администрацию района на принципах единоначалия, входит в состав Яковлевского районного Совета депутатов, председательствует на заседаниях Совета, обладает правом "Вето" в отношении принимаемых Советом решений.
(п. 5 в ред. решения Яковлевского районного Совета депутатов от 29.04.2003 № 3)

6. В случае досрочного прекращения полномочий главы района районный Совет депутатов назначает новые выборы главы не позднее 14 дней со дня прекращения этих полномочий.

7. В случае досрочного прекращения полномочий главы района или невозможности их исполнения главой района, обязанности главы района, как главы администрации района, исполняет первый заместитель главы администрации района, а обязанности главы района в Совете депутатов исполняет заместитель главы района - секретарь районного Совета депутатов.

Статья 24. Полномочия главы района

Глава района:
1) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов местного самоуправления района;
2) представляет администрацию района в отношениях с населением, с предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, с органами государственной власти и органами местного самоуправления других муниципальных образований;
(в ред. решения Яковлевского районного Совета депутатов от 29.04.2003 № 3)
3) открывает и закрывает расчетные и текущие счета администрации района в банках и является распорядителем средств по этим счетам;
(в ред. решения Яковлевского районного Совета депутатов от 29.04.2003 № 3)
4) подписывает нормативные правовые акты районного Совета депутатов и администрации района, организует контроль за исполнением нормативных правовых актов администрации района и оказывает содействие районному Совету депутатов в контроле за исполнением решений Совета;
(в ред. решения Яковлевского районного Совета депутатов от 29.04.2003 № 3)
5) организует разработку проекта бюджета района и проектов программ и планов социально - экономического развития района и вносит их на рассмотрение и утверждение в районный Совет депутатов;
6) осуществляет совместно с районным Советом депутатов права пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
7) заключает от имени района договоры и соглашения;
8) осуществляет прием и увольнение руководителей муниципальных учреждений, предприятий, организаций и муниципальных служащих;
9) организует охрану общественного порядка в районе;
10) руководит гражданской обороной района и осуществляет защиту от чрезвычайных ситуаций;
11) ведет прием населения, организует рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;
12) ежегодно отчитывается перед населением района, а также представляет районному Совету депутатов отчет о деятельности администрации района и отчет об исполнении бюджета района;
(в ред. решения Яковлевского районного Совета депутатов от 29.04.2003 № 3)
13) назначает досрочные выборы депутатов районного Совета депутатов;
14) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами области и настоящим Уставом.

2. Глава района вправе делегировать должностным лицам и органу местного самоуправления, муниципальным учреждениям и их руководителям, главам администраций города, поселка, поселкового и сельских округов исполнение обязанностей, входящих в его полномочия, и реализацию своих прав.

Статья 25. Досрочное прекращение полномочий главы района

Полномочия главы района прекращаются досрочно:
1) на основании личного заявления о сложении полномочий;
2) при утрате гражданства Российской Федерации;
3) при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении главы района или признания его недееспособным в установленном законодательством порядке;
4) по результатам референдума района о выражении недоверия главе района;
5) в иных случаях, предусмотренных федеральными и областными законами.

Глава 8. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА

Статья 26. Представительный орган местного самоуправления в системе местного самоуправления района

1. Представительным органом местного самоуправления района, действующим постоянно, является Яковлевский районный Совета депутатов.

2. Районный Совет депутатов состоит из 17 депутатов, избираемых населением района в соответствии с федеральными и областными законами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права сроком на 4 года, и главы района.

3. Районный Совет депутатов является правомочным при условии избрания в его состав не менее 12 депутатов - не менее 2/3 от установленного числа районного Совета депутатов.

4. Депутаты районного Совета депутатов могут осуществлять свои полномочия как на постоянной (штатной) основе, так и не прерывая основную деятельность.
Число депутатов, работающих на постоянной (штатной) основе, определяет районный Совет депутатов в соответствии с законами области и настоящим Уставом.

5. Районный Совет депутатов в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, Уставом области и настоящим Уставом.

6. Порядок и формы деятельности районного Совета депутатов определяются его регламентом и утверждаются сессией районного Совета депутатов.

7. Яковлевский районный Совет депутатов является юридическим лицом.

8. Организационное и правовое обеспечение деятельности Совета, подготовка необходимых документов и материалов для сессий и заседаний постоянных комиссий, оповещение должностных лиц, участвующих в заседаниях Совета, комиссий и депутатских слушаниях возложены на аппарат администрации района.

Статья 27. Секретарь районного Совета депутатов
(в ред. решения Яковлевского районного Совета депутатов от 29.04.2003 № 3)

1. Для организации текущей деятельности районного Совета депутатов, координации работы постоянных комиссий, выполнения полномочий депутатами районного Совета депутатов, контроля за подготовкой документов и материалов, представляемых для рассмотрения районным Советом депутатов, из числа депутатов избирается секретарь районного Совета депутатов.
(в ред. решения Яковлевского районного Совета депутатов от 29.04.2003 № 3)

2. Секретарь районного Совета депутатов осуществляет свою деятельность на постоянной (штатной) основе.
(п. 2 в ред. решения Яковлевского районного Совета депутатов от 29.04.2003 № 3)

3. Порядок избрания, полномочия, срок полномочий, права и обязанности секретаря районного Совета депутатов определяются Регламентом районного Совета депутатов.
(в ред. решения Яковлевского районного Совета депутатов от 29.04.2003 № 3)

4. В случае невозможности исполнения главой района обязанностей или досрочного прекращения полномочий, секретарь районного Совета депутатов председательствует на сессиях районного Совета депутатов.
(п. 4 в ред. решения Яковлевского районного Совета депутатов от 29.04.2003 № 3)

5. Секретарь районного Совета депутатов от имени районного Совета открывает и закрывает расчетные и текущие счета районного Совета депутатов и является распорядителем средств по этим счетам.
Представляет районный Совет депутатов в отношениях с населением, с предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, с органами государственной власти и органами местного самоуправления других муниципальных образований.
(п. 5 введен решением Яковлевского районного Совета депутатов от 29.04.2003 № 3)

Статья 28. Полномочия представительного органа местного самоуправления

В ведении Яковлевского районного Совета депутатов находятся:
1) принятие и изменение Устава Яковлевского района, осуществление контроля за его исполнением;
2) утверждение регламента районного Совета депутатов и положения о постоянных комиссиях районного Совета депутатов;
3) утверждение положений об органах территориального общественного самоуправления;
4) утверждение состава территориальной, окружных и участковых избирательных комиссий;
5) утверждение символики района;
6) вхождение с законодательной инициативой в Белгородскую областную Думу;
7) принятие общеобязательных правил по предметам ведения района;
8) утверждение схемы управления района и структуры органов местного самоуправления;
9) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
10) принятие планов и программ социально - экономического развития района, утверждение отчета об их исполнении;
11) установление местных налогов и сборов и льгот по ним;
12) принятие решений о проведении местных референдумов и назначение выборов главы района и депутатов районного Совета депутатов;
13) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
14) установление перечня объектов муниципальной собственности, создание и преобразование которых требует согласия районного Совета депутатов;
15) утверждение правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления муниципального жилья;
16) установление порядка признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания и порядка перевода жилых домов и жилых помещений муниципального фонда в нежилые;
17) установление порядка использования муниципальных нежилых помещений и распоряжения ими;
18) установление в соответствии с законодательством порядка назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
19) определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков;
20) установление в соответствии с законодательством льгот и преимуществ, в том числе налоговых;
21) порядок установления и предоставления квот на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в ведении района;
22) объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или иную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определение правил их охраны и использования;
23) установление правил торговли и бытового обслуживания населения на территории района;
24) контроль за деятельностью администрации района и должностных лиц администрации;
25) учреждение собственных средств массовой информации;
26) предъявление в суд требований о признании недействительными актов органов государственной власти, нарушающих права местного самоуправления;
27) решение иных вопросов, отнесенных законодательством к ведению представительных органов местного самоуправления.

Статья 29. Досрочное прекращение полномочий районного Совета депутатов

Полномочия районного Совета депутатов прекращаются досрочно:
1) в случае самороспуска;
2) по результатам референдума района о выражении недоверия районному Совету депутатов;
3) в иных случаях, предусмотренных федеральными и областными законами.

Статья 30. Депутат Яковлевского районного Совета депутатов

1. Деятельность депутата районного Совета депутатов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, настоящим Уставом и регламентом районного Совета депутатов.

2. Депутату районного Совета депутатов гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защита прав, чести и достоинства в соответствии с федеральными и областными законами.

3. Депутат районного Совета депутатов представляет своих избирателей, отчитывается перед ними не реже одного раза в шесть месяцев, периодически информирует их о работе Совета, а также проводит прием избирателей по месту жительства.

4. Социальные гарантии депутату районного Совета депутатов определяются законами области.

Статья 31. Сессия представительного органа местного самоуправления

1. Высшей (основной) формой работы районного Совета депутатов являются сессии, которые созываются главой района не реже 1 раза в квартал. В рамках одной сессии могут проводиться как одно, так и несколько заседаний.
На сессиях рассматриваются вопросы, отнесенные к ведению Совета. Сессия районного Совета депутатов правомочна при участии в ней не менее 2/3 от установленного числа Совета.
Сессия может также созываться по инициативе:
- одной или нескольких постоянных комиссий районного Совета депутатов;
- не менее 1/3 от установленного числа Совета.
В случае необходимости, в соответствии с регламентом районного Совета депутатов, глава района может созвать внеочередную или чрезвычайную сессию.

2. Районный Совет депутатов принимает в пределах своих полномочий решения.
Решения районного Совета депутатов о принятии Устава Яковлевского района, внесении в него изменений, о самороспуске Совета и преодолении "Вето" главы района считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленного числа Совета.
Решения по правовым актам нормативного характера принимаются большинством голосов от установленного числа Совета.
Остальные решения принимаются большинством голосов от числа депутатов, участвующих в работе сессии Совета.

3. Глава района вправе отклонить и возвратить для повторного рассмотрения решения, принимаемые районным Советом депутатов, если они противоречат действующему законодательству, настоящему Уставу, а также, если эти решения не обеспечены достаточным финансированием и материальными ресурсами для их исполнения.
По указанным выше мотивам глава района в течение семи дней может возвратить решение районному Совету депутатов для повторного рассмотрения.
Если районный Совет депутатов не изменит свое решение, в соответствии с предложениями главы района, он преодолевает внесенное главой "Вето" повторно, подтверждая свое решение не менее чем 2/3 голосов от установленного числа Совета. В этом случае решение подлежит подписанию в течение 7 дней, обнародованию и не может быть повторно отклонено главой района.
Если мотивами, по которым отклоняется решение, является противоречие действующему законодательству, глава района, после повторного принятия районным Советом депутатов решения, вправе обжаловать его в суд.

4. Решения районного Совета депутатов, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, органами местного самоуправления и гражданами.

Глава 9. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 32. Исполнительный орган местного самоуправления в системе местного самоуправления района

1. Исполнительным органом местного самоуправления является администрация района и ее структурные подразделения.

2. Должностные лица администрации района и ее структурных подразделений являются муниципальными служащими.

3. Штатная численность администрации района определяется главой района в соответствии со схемой управления районом, структурой муниципальной службы и реестром муниципальных должностей.

4. Администрация района является юридическим лицом.

Статья 33. Полномочия администрации района

Администрация района:
1) осуществляет подготовку нормативных правовых актов главы района;
2) разрабатывает программы и планы социально-экономического развития района и организует их выполнение;
3) разрабатывает бюджет района и обеспечивает его исполнение;
4) обеспечивает проведение в районе единой финансовой и налоговой политики;
5) организует разработку и осуществление генерального плана, проектов планировки и застройки, планов землеустройства на территории района;
6) осуществляет контроль и обеспечивает проведение на территории района мероприятий по эффективному использованию земли всеми землепользователями;
7) выступает заказчиком на строительство муниципальных объектов социальной и производственной инфраструктуры на территории района;
8) осуществляет контроль и обеспечивает проведение мероприятий по охране окружающей среды на территории района;
9) управляет муниципальной собственностью;
10) управляет муниципальным жилищным фондом, коммунально-бытовым хозяйством, службами благоустройства района;
11) осуществляет координацию деятельности предприятий транспорта и связи;
12) организует выполнение правил торговли и бытового обслуживания населения на территории района;
13) организует работу муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
14) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, их занятости, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью на территории района;
15) осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.

Статья 34. Структура администрации района

1. В администрацию района входят комитеты, управления, отделы, другие структурные подразделения, образуемые для реализации возложенных на администрацию полномочий.

2. Деятельность структурных подразделений администрации района осуществляется в соответствии с положением о них, утверждаемым главой района.

Статья 35. Заместители главы администрации района

1. Глава района имеет заместителей по направлениям деятельности администрации района в рамках ее полномочий, определенных настоящим Уставом.

2. Заместители главы администрации района осуществляют функции в соответствии с распределением обязанностей в администрации района, выполняют поручения главы района и подотчетны ему.

Статья 36. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления

Заместители главы администрации района, другие должностные лица администрации района назначаются на должность и освобождаются от должности главой района и работают на контрактной (договорной) основе, в соответствии с действующим законодательством.

Глава 10. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 37. Муниципальные служащие. Структура муниципальной службы

1. Муниципальными служащими являются лица, исполняющие обязанности на муниципальных должностях муниципальной службы на постоянной профессиональной основе в органах местного самоуправления за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств районного бюджета.

2. Структура муниципальной службы, муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются решением районного Совета депутатов по представлению главы района.

3. Правовая регламентация муниципальной службы, включая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой определяются федеральными и областными законами.

Глава 11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА, ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 38. Взаимодействие администрации района и районного Совета депутатов

1. Глава района подотчетен населению района непосредственно и районному Совету депутатов.

2. Глава района ежегодно представляет районному Совету депутатов отчет о деятельности администрации района.

3. Глава района подписывает и обнародует правовые акты, принятые районным Советом депутатов.

Статья 39. Правовые акты органов местного самоуправления района и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления района и должностные лица местного самоуправления района по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Правовые акты принимаются в соответствии и на основании федеральных и областных законов и в пределах полномочий данного органа.

2. Порядок принятия, вступление в силу правовых актов, а также ответственность за неисполнение правовых актов органов местного самоуправления района и должностных лиц местного самоуправления района регулируется федеральными и областными законами.

Статья 40. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными и областными законами.

2. Полномочия органов и выборных должностных лиц местного самоуправления района могут быть прекращены досрочно по инициативе населения, органов государственной власти области на основании и в порядке, установленном федеральными, областными законами.

Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РАЙОНЕ

Статья 41. Территория административного управления в районе

1. Территориями административного управления в районе являются территории города, поселка, поселкового и сельских округов для осуществления на них отдельных управленческих функций.

2. Преобразование административно - территориальных единиц района (города, поселка, поселкового и сельских округов) в самоуправляющиеся муниципальные образования осуществляется в соответствии с законами области.

Статья 42. Орган административного управления

Административное управление в районе осуществляется через администрации города, поселка, поселкового и сельских округов, являющихся структурными подразделениями администрации района.

Статья 43. Глава администрации города, поселка, поселкового (сельского округа)

1. Глава администрации города, поселка, поселкового (сельского округа) назначается на должность и освобождается от должности главой района или работает на контрактной (договорной) основе, в соответствии с действующим законодательством.

2. Глава города, поселка, поселкового (сельского округа) подотчетен в рамках своих полномочий главе района.

Статья 44. Полномочия администраций города, поселка, поселкового и сельских округов

1. К полномочиям администраций города, поселка, поселкового и сельских округов относятся полномочия, переданные им администрацией района вместе с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами.

2. Администрации города, поселка, поселкового и сельских округов могут осуществлять иные исполнительно - распорядительные функции и полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.

Статья 45. Взаимодействие администраций города, поселка, поселкового и сельских округов с органами территориального общественного самоуправления

Администрации города, поселка, поселкового и сельских округов взаимодействуют с органами территориального общественного самоуправления в рамках их полномочий, на основании и в соответствии с настоящим Уставом и нормативными правовыми актами районного Совета депутатов.

Глава 13. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 46. Экономическая основа местного самоуправления района

Экономическую основу местного самоуправления района составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с федеральными и областными законами иная собственность, служащая удовлетворению потребности населения района.

Статья 47. Муниципальная собственность

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные организации и предприятия, муниципальные банки и другие финансово - кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Статья 48. Права собственника муниципальной собственности. Управление муниципальной собственностью

1. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют глава района, районный Совет депутатов, а в случаях, предусмотренных законами области и настоящим Уставом, население непосредственно.

2. Администрации района предоставляется право управлять муниципальной собственностью.

3. В соответствии с распределением полномочий органы местного самоуправления вправе:
1) передавать находящиеся в районной собственности объекты во временное или постоянное владение и пользование, сдавать в аренду, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными и областными законами и нормативными актами районного Совета депутатов;
2) устанавливать при отчуждении предприятий, входящих в состав муниципальной собственности, ограничения на определенный срок по перепрофилированию этих предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции;
3) распоряжаться средствами бюджета района, внебюджетными и валютными фондами;
4) требовать от соответствующих органов передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий, их структурных подразделений, а также иного имущества, находящегося в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально - бытовых и социально - культурных нужд населения района, функционирования его хозяйственного комплекса;
5) получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов районной собственности;
6) передавать право распоряжения отдельными объектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления, а также органам территориального общественного самоуправления;
7) в соответствии с законами создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Статья 49. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности

1. Районный Совет депутатов по представлению администрации района утверждает условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности.

2. Администрация района осуществляет регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждает их уставы, заслушивает отчеты об их деятельности.

3. Отношения между администрацией района и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на основе и в соответствии с трудовым законодательством.

Статья 50. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не входящими в
состав муниципальной собственности

1. Хозяйственные отношения органов местного самоуправления района с предприятиями, учреждениями, организациями, не входящими в состав муниципальной собственности, строятся на договорной основе.

2. Органы местного самоуправления вправе:
1) координировать участие предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности в комплексном социально - экономическом развитии района;
2) объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, учреждений и местного бюджета для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры;
3) привлекать в установленном порядке предприятия и организации к строительству и содержанию местных дорог, объектов природоохранного и другого назначения.

Статья 51. Финансовые ресурсы местного самоуправления

Финансовые ресурсы местного самоуправления района состоят из средств бюджета района, внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитных ресурсов, дотаций и субвенций из федерального и областного бюджетов, а также средств органов территориального общественного самоуправления.

Статья 52. Бюджет района

1. В доходы бюджета района зачисляются:
1) местные налоги и сборы, штрафы;
2) отчисления от федеральных и областных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными и областными законами;
3) финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления, для реализации отдельных государственных полномочий;
4) поступления от приватизации муниципального имущества;
5) средства от сдачи муниципального имущества в аренду;
6) доходы от местных займов и лотерей;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
8) дотации и субвенции из областного бюджета;
9) другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

2. Администрация района обеспечивает исполнение бюджета района.

Районный Совет депутатов и администрация района самостоятельно:
1) определяют направление использования средств бюджета;
2) устанавливают, исходя из имеющихся средств, нормы расходов на содержание жилищно - коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта, органов охраны правопорядка, охраны природы и других объектов;
3) устанавливают дополнительные льготы и пособия для отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите;
4) образуют резервные и целевые фронды.

Статья 53. Взаимоотношения с областным бюджетом

Взаимоотношения бюджета района с областным бюджетом строятся в соответствии с федеральными и областными законами.

Статья 54. Внебюджетные фонды

Районный Совет депутатов вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, в том числе валютные, в порядке и на условиях, установленных федеральными и областными законами.

Глава 14. ПРИНЯТИЕ УСТАВА РАЙОНА, ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ

Статья 55. Проект Устава, одобренный районным Советом депутатов, подлежит опубликованию и обсуждению населением района.

Статья 56. Устав принимается районным Советом депутатов на сессии квалифицированным большинством голосов (2/3 от установленного числа).

Статья 57. Нормативные правовые акты местного самоуправления, действовавшие на территории Яковлевского района до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей Уставу района.

Статья 58. Изменения и дополнения в Устав района могут вносить глава района, депутаты районного Совета депутатов, постоянная депутатская комиссия, районный суд, прокурор района, а также население района в порядке реализации права народной правотворческой инициативы.

Статья 59. Поправки о внесении изменений и дополнений в Устав района считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от установленного числа районного Совета депутатов.

Статья 60. Принятый в установленном порядке Устав подлежит регистрации в соответствии с законами области и вступает в силу после его государственной регистрации и официального опубликования.

Глава местного самоуправления
Яковлевского района
А.ТУРЬЯНСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru