| |
Постановление главы местного самоуправления г. Губкина и Губкинского района Белгородской обл. от 29.12.2007 № 1890
"Об организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений"
(вместе с "Положением об организации рационального питания в общеобразовательных учреждениях Губкинского городского округа")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГЛАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ГУБКИНА
И ГУБКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2007 г. № 1890
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В целях совершенствования организации и улучшения качества питания учащихся муниципальных образовательных учреждений, соблюдения натуральных норм по питанию детей школьного возраста, популяризации здорового и полноценного питания постановляю:
1. Утвердить Положение об организации рационального питания в общеобразовательных учреждениях Губкинского городского округа (прилагается).
2. Управлению финансов и налоговой политики администрации Губкинского городского округа (Берлева Л.И.) производить финансирование муниципальных образовательных учреждений за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете Губкинского городского округа по соответствующим разделам бюджетной классификации с учетом получаемых субвенций.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации Жирякову С.Н.
Глава местного самоуправления
А.КРЕТОВ
Утверждено
постановлением главы
местного самоуправления
от 29 декабря 2007 г. № 1890
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации рационального питания в общеобразовательных учреждениях Губкинского городского округа.
1.2. Основными задачами при организации питания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях города являются:
- обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
- гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
- предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
- пропаганда принципов здорового и полноценного питания.
1.3. Настоящее Положение разработано с учетом:
- Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554;
- постановления правительства Белгородской области от 27 апреля 2007 года № 82-пп "О совершенствовании системы питания учащихся общеобразовательных учреждений области";
- постановления правительства области от 7 апреля 2006 года № 81-пп "Об областной целевой программе "Школьное молоко" и распространяется на общеобразовательные учреждения Белгородской области.
1.4. Положение определяет основные организационные принципы питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, принципы и методику формирования рационов питания и ассортимента пищевых продуктов, составления меню и ассортиментных перечней в производстве, реализации и организации потребления продукции общественного питания, предназначенной для детей и подростков.
2. Основные организационные принципы питания
в общеобразовательных учреждениях
2.1. В общеобразовательных учреждениях для детей и подростков с постоянным пребыванием последних более 3 - 4 часов организуется питание учащихся (воспитанников). Длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должна превышать 3,5 - 4 часа.
2.2. Для учащихся общеобразовательных учреждений предусматривается обязательная организация одноразового горячего питания (завтрак или обед), а также реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции в достаточном ассортименте.
2.3. Учащиеся групп продленного дня обеспечиваются по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед). Обед предоставляется за родительскую плату. Посещение детьми групп продленного дня может быть разрешено только при организации в них двухразового питания.
2.4. При организации питания необходимо руководствоваться:
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормативами СанПиН 2.4.2.1178-02, раздел "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
- Рекомендациями по формированию ассортимента пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков путем свободной продажи буфетной продукции, согласованными с органами Роспотребнадзора по Белгородской области (письмо управления образования и науки области от 03.11.2006 № 05-3529).
2.5. Общеобразовательные учреждения, самостоятельно осуществляющие производство и реализацию продукции школьного питания, организуют питание при наличии цикличных двухнедельных меню и ассортиментного перечня буфетной продукции, разработанных на основе настоящего Положения, договора с аккредитованной на обеспечение лабораторно-технологического контроля за безопасностью и качеством питания детей и подростков испытательной (санитарно-пищевой) лабораторией, а также при наличии укомплектованности персоналом, отвечающим требованиям ГОСТ Р 50935-96 "Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу" и ОСТ 28-1-95 "Общественное питание. Требования к производственному персоналу".
2.6. Общеобразовательные учреждения, организующие питание самостоятельно, на основе общих принципов формирования рационов питания детей и подростков ежегодно разрабатывают и утверждают постоянно действующее цикличное двухнедельное меню горячих завтраков и обедов для учащихся. Основу меню составляет рекомендуемый среднесуточный набор продуктов питания (Приложения № 1 - 3). При включении в рацион блюд и кулинарных изделий принимается во внимание их потенциальная эпидемиологическая опасность с учетом фактического оснащения пищеблоков торгово-технологическим оборудованием и организации доставки готовой продукции и транспортного обеспечения.
2.7. Цикличное двухнедельное меню и перечни буфетной продукции подлежат обязательному согласованию с органами Роспотребнадзора.
Ежедневно, на основе типового двухнедельного рациона питания, с учетом фактического наличия продуктов, формируется однодневное меню на предстоящий день, которое утверждается руководителем общеобразовательного учреждения.
Реализация продукции, не предусмотренной утвержденными перечнями и меню, не допускается.
2.8. Гигиенические показатели пищевой ценности продовольственного сырья и пищевых продуктов, используемых в питании детей и подростков, должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности пищевой ценности пищевых продуктов".
2.9. Ответственность за организацию питания в общеобразовательных учреждениях возлагается на их руководителей.
2.10. Администрация общеобразовательных учреждений совместно со школьным родительским комитетом на платной и бесплатной основах обязана организовывать горячее питание для учащихся и, по необходимости, диетпитание по медицинским показаниям.
2.11. Администрация школы организует в столовой общеобразовательного учреждения дежурство учителей и учащихся.
2.12. В общеобразовательном учреждении для всех учащихся за наличный расчет должна быть организована продажа горячих завтраков и обедов. Буфетная продукция должна быть представлена широким ассортиментом в соответствии с рекомендациями по формированию ассортимента пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков путем свободной продажи.
2.13. Режим работы школьной столовой должен соответствовать режиму работы общеобразовательных учреждений. Завтраки предоставляются учащимся в соответствии с графиком горячего питания по общеобразовательному учреждению, утвержденным руководителем. Для приема пищи предусматриваются перемены длительностью не менее 15 минут каждая. Работа буфетов организуется в течение всего учебного дня.
2.14. Руководитель общеобразовательного учреждения назначает организатора школьного питания из числа работников данного учреждения с определением его функциональных обязанностей.
2.15. Проверка качества пищи, соблюдения рецептур и технологических режимов осуществляется бракеражной комиссией, в состав которой входят медицинский работник общеобразовательного учреждения, шеф-повар, организатор школьного питания (дежурный учитель). Результаты проверки заносятся в бракеражный журнал.
3. Организация питания учащихся на льготной основе
3.1. На бесплатной основе питание в общеобразовательных учреждениях предоставляется детям из многодетных семей.
3.2. Сумма средств для питания учащихся из многодетных семей определяется ежегодно в пределах средств, выделенных Губкинскому городскому округу в форме субвенций.
3.3. В случае отсутствия в общеобразовательном учреждении учащихся из многодетных семей по уважительной причине (болезни, обучение в учебно-производственном комбинате) по заявлению родителей (законных представителей) и по решению администрации образовательного учреждения им выдаются наборы продуктов питания на сумму стоимости неполученных завтраков и обедов.
3.4. Питание учащихся из малообеспеченных семей, доход в которых составляет менее 50% от прожиточного минимума, осуществляется в общеобразовательных учреждениях на льготной основе. Список учащихся на льготное питание утверждается школьным родительским комитетом на основании следующих документов:
- заявление родителей;
- справка о составе семьи;
- справка о доходах семьи.
3.5. Школьный родительский комитет имеет право изменять списки учащихся из малообеспеченных семей, нуждающихся в льготном питании, в пределах выделенных средств, привлекать внебюджетные средства для организации питания обучающихся.
3.6. Учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 14 восьмого вида получают молочный завтрак и двухразовое ежедневное питание (завтрак и обед).
Учащиеся интерната данного образовательного учреждения получают пятиразовое питание (два завтрака, обед, два ужина). Учащиеся интерната из многодетных семей получают питание шесть раз в день (два завтрака, обед, полдник, два ужина).
3.7. Учащиеся интернатов других муниципальных общеобразовательных учреждений получают молочный завтрак и трехразовое ежедневное питание. Учащиеся интернатов из многодетных семей получают молочный завтрак и четырехразовое питание.
3.8. Сумма средств, выделенных на учащихся из малообеспеченных семей, учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 14 восьмого вида, учащихся интерната данного образовательного учреждения и интернатов других муниципальных общеобразовательных учреждений определяется ежегодно бюджетом Губкинского городского округа.
3.9. Определенный в установленном порядке организатор школьного питания общеобразовательного учреждения ведет ежедневный учет всех учащихся, получающих бесплатное питание в данном общеобразовательном учреждении, а классные руководители - по классам.
3.10. Бесплатное питание предоставляется учащимся в дни посещения общеобразовательного учреждения, в том числе во время проведения мероприятий за пределами общеобразовательного учреждения в рамках образовательного процесса.
3.11. Контроль за организацией бесплатного питания возлагается на администрацию образовательного учреждения, классных руководителей. Руководитель общеобразовательного учреждения несет персональную ответственность за организацию питания школьников на бесплатной основе, выдачу компенсации в виде наборов продуктов школьного питания.
4. Питание учащихся за счет родительской платы
4.1. Для учащихся, питающихся за счет родительской платы, питание осуществляется в соответствии с письменным заявлением родителей.
4.2. Классный руководитель:
- составляет списки учащихся, питающихся за счет родительской платы;
- занимается начислением родительской платы за истекший месяц;
- производит сбор денежных средств и передает их организатору школьного питания;
- сопровождает учащихся в столовую и несет ответственность за отпуск питания учащимся согласно заявке.
4.3. Отпуск питания за наличный расчет организуется по классам по абонементам или талонам со штампом образовательного учреждения и подписью ответственного лица в соответствии с графиком, утвержденным руководителем образовательного учреждения. Контроль за посещением столовой и учетом количества фактически отпущенных завтраков и обедов возлагается на организатора школьного питания. Заявка на количество питающихся ежедневно представляется в столовую накануне (до 15 часов) и уточняется в день питания не позднее 2-го урока.
5. Принципы формирования рационов питания
5.1. При формировании рационов питания детей и подростков должны соблюдаться следующие принципы рационального, сбалансированного питания:
- удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями;
- сбалансированность рациона по основным пищевым веществам (белкам, жирам и углеводам);
- максимальное разнообразие рациона, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки продуктов;
- адекватная технологическая (кулинарная) обработка продуктов, обеспечивающая высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности всех продуктов;
- разработка на каждое блюдо по меню технологических карт с наименованием блюда, выходом продукции в готовом виде, с раскладкой продуктов в брутто и нетто, химическим составом и калорийностью, описанием технологического процесса. Замена блюд возможна на равноценные по пищевой и энергетической ценности.
5.2. Рационы питания детей и подростков различаются по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и подростков и формируются отдельно для младшего, среднего и старшего школьного возраста в соответствии с Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 28.05.1991 № 5786-91.
Нормы
физиологических потребностей детей и подростков
в основных пищевых веществах и энергии (в сутки)
Таблица 1.1
----------------T-------------T-------------T----------T---------¬
¦ Возраст ¦ Белков ¦Жиров (грамм)¦Углеводов ¦ Энерге- ¦
¦ ¦ (грамм) ¦ ¦ (грамм) ¦тическая ¦
¦ +-----T-------+-----T-------+ ¦ценность ¦
¦ ¦Всего¦В т.ч. ¦Всего¦В т.ч. ¦ ¦ (ккал) ¦
¦ ¦ ¦расти- ¦ ¦расти- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦тельные¦ ¦тельные¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+----------+---------+
¦6 лет ¦ 72 ¦ 47 ¦ 72 ¦ 11 ¦ 252 ¦2000 ¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+----------+---------+
¦7 - 10 лет ¦ 80 ¦ 48 ¦ 80 ¦ 15 ¦ 324 ¦2400 ¦
+---------------+-----+-------+-----+-------+----------+---------+
¦11 - 13 лет ¦ 96 ¦ 58 ¦ 96 ¦ 18 ¦ 382 ¦2850 ¦
+-------T-------+-----+-------+-----+-------+----------+---------+
¦14 - 17¦Юноши ¦ 106 ¦ 64 ¦ 106 ¦ 20 ¦ 422 ¦3150 ¦
¦лет +-------+-----+-------+-----+-------+----------+---------+
¦ ¦Девушки¦ 93 ¦ 56 ¦ 106 ¦ 20 ¦ 422 ¦2750 ¦
L-------+-------+-----+-------+-----+-------+----------+----------
Рацион двухразового питания в образовательном учреждении школьного типа должен обеспечивать не менее 55% от суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии, при организации трехразового питания - 65 - 70% от суточной потребности. Школьный завтрак должен составлять не менее 20 - 25%, а обед - не менее 30% от суточной потребности в пищевых веществах и энергии. Доля белка животного происхождения от общего количества жиров - не менее 15 - 20%. Оптимальным признается соотношение белков, жиров и углеводов как 1:1:4.
Нормы
физиологических потребностей детей и подростков
(завтрак, обед - 55% от дневной нормы)
Таблица 1.2
------------------T---------------T---------T----------T---------¬
¦ Возраст ¦Белков (грамм) ¦ ¦Углеводов ¦ Энерге- ¦
¦ +-------T-------+---------+ (грамм) ¦тическая ¦
¦ ¦ Всего ¦В т.ч. ¦ Жиров ¦ ¦ценность ¦
¦ ¦ ¦расти- ¦ (грамм) ¦ ¦ (ккал) ¦
¦ ¦ ¦тельные¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-------+-------+---------+----------+---------+
¦6 лет ¦ 38 ¦ 24,8 ¦ 36,9 ¦ 156,8 ¦1100 ¦
+-----------------+-------+-------+---------+----------+---------+
¦7 - 10 лет ¦ 42,4 ¦ 25,3 ¦ 43,5 ¦ 184,2 ¦1293 ¦
+-------T---------+-------+-------+---------+----------+---------+
¦11 - 13¦Юноши ¦ 49,5 ¦ 29,7 ¦ 50,6 ¦ 214,5 ¦1513 ¦
¦лет +---------+-------+-------+---------+----------+---------+
¦ ¦Девушки ¦ 45,1 ¦ 27,0 ¦ 46,2 ¦ 195,3 ¦1375 ¦
+-------+---------+-------+-------+---------+----------+---------+
¦14 - 17¦Юноши ¦ 53,9 ¦ 32,5 ¦ 55,0 ¦ 233,7 ¦1650 ¦
¦лет +---------+-------+-------+---------+----------+---------+
¦ ¦Девушки ¦ 49,5 ¦ 29,7 ¦ 49,5 ¦ 198,0 ¦1430 ¦
L-------+---------+-------+-------+---------+----------+----------
5.3. Организация горячего питания предполагает обязательное использование в каждый прием пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков.
5.4. Завтрак состоит из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В качестве закуски на завтрак используются сыр, салат, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (ограниченно) и т.п. Завтрак обязательно должен содержать горячие блюда: мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно-крупяное). На завтрак широко используются молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и запеканки.
5.5. В качестве горячих напитков на завтрак используются: какао (напиток с молоком), кофейный напиток с молоком, чай, чай с лимоном, чай с молоком и т.п.
5.6. Обед состоит из закуски, первого, второго и третьего блюда (напитка). В обед обязательно включается горячее первое блюдо, второе (мясное или рыбное блюдо) с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На третье предусматриваются напитки: (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов, витаминизированные напитки промышленного производства). Целесообразно в обед давать детям свежие фрукты.
5.7. В обед в качестве первых блюд используются самые разнообразные заправочные супы (щи, борщи, рассольники, супы с картофелем, крупами, бобовыми, макаронными изделиями), кроме острых. Можно использовать бульоны (куриный, мясной, рыбный), готовить из них супы, заправленные овощами, крупами, клецками, фрикадельками. В питании школьников широко используются вегетарианские, молочные супы. В качестве вторых блюд используют припущенную или отварную рыбу, тушеное или отварное мясо, тушеные овощи с мясом, запеканки. Широко используются рыбные, мясные, мясо-овощные, мясо-крупяные рубленые кулинарные изделия, на гарниры предусматривают картофель, различные овощи, крупы и макаронные изделия.
5.8. Организация питания учащихся с использованием только готовых продуктов промышленного производства (продуктами сухого пайка, без использования горячих блюд и кулинарных изделий) возможна только в исключительных случаях (при возникновении аварийных ситуаций на пищеблоке, по эпидемиологическим показаниям), в течение непродолжительного времени (не более 1 - 2 недель). В этом случае рекомендуются молочно-фруктовые холодные завтраки: кисломолочные напитки и молоко, соки и витаминизированные напитки в индивидуальной упаковке, сыр, хлебобулочные изделия, фрукты.
5.9. При организации экскурсий, походов, выездных занятий и т.п. в состав наборов продуктов сухого пайка следует включать термизированные молочные продукты на основе йогуртов, стерилизованные молоко, сливки, молочные напитки, хлебобулочные изделия, фрукты, соки в индивидуальной упаковке.
5.10. В наборы сухого пайка для питания детей во время длительных экскурсий допускается ограниченно включать мучные кондитерские изделия (вафли, пряники, печенье) в индивидуальной упаковке. В походах в питании детей и подростков используют макаронные изделия, пищевые концентраты (готовые супы, каши, сухое молоко), консервированные продукты: тушеную говядину, свинину, сгущенное молоко, сливки и т.д. При организации питания в походах не используют скоропортящиеся продукты, в том числе в вакуумной упаковке.
5.11. Выход блюд предусматривается в соответствии с действующей нормативной и технологической документацией.
5.12. Не допускается повторение в рационах одних и тех же блюд или кулинарных изделий в смежные дни. В смежные дни следует избегать использования блюд, приготавливаемых из одного и того же сырья (каши и гарниры из одного и того же вида круп, макаронные изделия в разных блюдах).
5.13. В различных приемах пищи в один день не допускается повторение одних и тех же блюд. При наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не должен приготавливаться из этих продуктов.
5.14. В качестве основного источника белков в составе рациона питания детей и подростков обязательно должны использоваться молочные продукты, мясо, рыба, яйца. Целесообразно включать в состав рациона питания детей и подростков продукты (в том числе кулинарные изделия), обогащенные белком.
5.15. В качестве источника полиненасыщенных жирных кислот в питании детей и подростков используют кукурузное, подсолнечное масло. Растительные масла не следует использовать для обжаривания (жарки и пассировки) продуктов и кулинарных изделий.
5.16. В качестве основного источника животных жиров в питании детей и подростков используются мясные и молочные продукты, в том числе масло коровье (используют несоленое сладко-сливочное масло, вологодское масло, ограниченно - крестьянское и топленое масло). Не рекомендуется использовать в питании детей и подростков масло с добавками гидрогенезированных растительных жиров.
5.17. В питании детей и подростков следует использовать цельное молоко 3,2 - 3,5%-ой жирности, обогащенное витаминами, и молочные продукты, выработанные из натурального (невосстановленного) сырья. Ограниченно для приготовления блюд и кулинарных изделий можно использовать молоко меньшей жирности.
5.18. Рекомендуется включать в рацион питания детей и подростков сыры твердых сортов с наименьшей жирностью (кроме сыров острых сортов), пластифицированные сырные массы, а также специализированные плавленые сыры для детского и диетического питания, при производстве которых не используются фосфаты.
5.19. В исключительных случаях допускается вместо молочных продуктов использовать молочные консервы (высшего сорта). Так, сгущенное молоко можно использовать в качестве соуса с творожными и мучными блюдами (не чаще одного раза в 3 - 4 недели). Сухое молоко может использоваться при производстве хлебобулочных изделий, мучных кондитерских и некоторых кулинарных изделий. Нецелесообразно использовать сухое или сгущенное молоко при приготовлении горячих напитков с молоком (какао, чай, кофейный напиток).
5.20. Маргарины (сливочные с минимальным содержанием трансизомеров жирных кислот) могут использоваться в питании детей и подростков лишь ограниченно, в основном в составе булочных и мучных кондитерских изделий.
5.21. В питании детей и подростков не должны использоваться кулинарные жиры, свиное или баранье сало, другие тугоплавкие жиры (в том числе для обжаривания в составе мясных кулинарных и колбасных изделий).
5.22. Ограничивается использование в питании детей и подростков жирных видов мяса (птицы). В питании детей и подростков рекомендуется использовать менее жирное мясо: говядину I категории, мясную свинину, мясо птицы и т.п. Из субпродуктов допускается использовать только сердце, язык, печень.
5.23. В питании детей и подростков не должны использоваться майонезы (острые соусы на основе жировой эмульсии). Вместо майонезов при приготовлении салатов и холодных закусок используют растительное масло, а также стерилизованные и пастеризованные (термизированные) соусы на молочной (кисломолочной) или сырной основе.
5.24. В питании детей и подростков не должно применяться продовольственное сырье, изготовленное с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений.
5.25. В составе пищевых продуктов, из которых формируются рационы питания детей и подростков, ограничивается использование пищевых добавок. Исключается использование химических консервантов (бензойная кислота и ее соли, сорбиновая кислота и ее соли, борная кислота, перекись водорода, сернистая кислота и ее соли, метабисульфит натрия, сернистый ангидрид и др.).
5.26. В качестве красителей в составе пищевых продуктов в питании детей и подростков могут использоваться только фруктовые и овощные соки, пюре или порошки, какао, окрашенные витаминные препараты (в том числе каратиноиды, рибофлавин и др.) и витаминные (витаминно-минеральные) премиксы (в количествах, не допускающих превышения установленных физиологических норм потребления витаминов), а также натуральные красители, полученные из овощей, плодов, ягод (свеклы, винограда, паприки и других видов растительного сырья).
5.27. В качестве пряностей в составе пищевых продуктов могут использоваться свежая и сушеная зелень, белые коренья (петрушка, сельдерей, пастернак), лавровый лист, укроп, корица, в небольших количествах душистый перец, мускатный орех или кардамон.
5.28. При производстве кулинарной продукции для детей и подростков не используются ароматизаторы (за исключением ванилина), усилители вкуса (глутамат натрия и др.).
5.29. В качестве разрыхлителей следует использовать только пищевую соду (гидрокарбонат натрия).
5.30. В составе пищевых продуктов для детей и подростков должна использоваться только йодированная соль. Целесообразно использовать поваренную соль, йодированную йодатом калия (KIO3), а не йодидом калия (KI).
5.31. Для тепловой обработки продуктов используется только варка, приготовление на пару, запекание, тушение, микроволновый и конвекционный нагрев. При производстве пищевых продуктов, предназначенных для использования в питании детей и подростков, не используют такой технологический процесс, как жарка. Не допускается жарка продуктов, кулинарных изделий и отдельных ингредиентов в жире или масле (во фритюре).
5.32. Блюда из овощей урожая прошлого года (капуста, репчатый лук, корнеплоды), не прошедших тепловую обработку, могут включаться в рацион питания учащихся только в период до 1 марта.
5.33. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) в организации общественного питания не допускается принимать:
- продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;
- мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;
- рыбу, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства;
- непотрошеную птицу;
- яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;
- утиные и гусиные яйца;
- консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;
- крупу, муку, фрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями;
- овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили;
- пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;
- продукцию домашнего изготовления (консервированные мясные, молочные, рыбные и другие продукты, готовые к употреблению).
5.34. В питании детей и подростков в общеобразовательных учреждениях не допускается использовать продукты, способствующие ухудшению здоровья детей и подростков, а также обострению хронических заболеваний:
- сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;
- жареные в жире (масле) продукты, изделия (пирожки, пончики, чипсы, картофель и т.п.);
- кулинарные жиры;
- уксус, горчицу, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые приправы;
- острые соусы (типа кетчупа);
- закусочные консервы и маринованные овощи и фрукты (консервированные с добавлением уксуса);
- сыры острых сортов, костные и грибные бульоны, в т.ч. пищевые концентраты на их основе, пищевые концентраты на основе искусственных ароматизаторов);
- майонез для заправки первых блюд; ограничить использование майонеза для заправки салатов;
- кофе натуральный, а также продукты, содержащие кофеин; другие стимуляторы, алкоголь;
- газированные напитки;
- мороженое;
- биологически активные добавки к пище (БАД): с тонизирующим действием (содержащие элеутерококк, женьшень, родиолу розовую или другие аналогичные компоненты), влияющие на рост тканей организма, а также продукты, вырабатываемые с использованием перечисленных добавок;
- продукты, содержащие гормоны, гормоноподобные вещества и антибиотики.
5.35. С учетом повышенной эпидемиологической опасности в питании детей и подростков в общеобразовательных учреждениях не допускается использовать:
- кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);
- блинчики с мясом, заливные блюда (мясные и рыбные), рыбные и мясные салаты, студни, паштеты собственного приготовления, форшмак из сельди;
- изделия из мясной обрези, свиных боков, диафрагмы, крови, рулетов из мякоти голов;
- зеленый горошек консервированный без тепловой обработки (кипячения);
- фляжное (бочковое) молоко без тепловой обработки (кипячения);
- молоко-"самоквас", простокваша и другие кисломолочные продукты собственного (непромышленного) приготовления, в том числе для приготовления творога;
- творог из непастеризованного молока;
- творог собственного (непромышленного) приготовления;
- творог или сметану в натуральном виде, без тепловой обработки, за исключением готовых к употреблению кисломолочных продуктов (творожков, йогуртов и т.п.) промышленного производства в индивидуальной промышленной упаковке, рассчитанной на одну порцию продукта;
- холодные напитки, морсы собственного приготовления (без тепловой обработки), квас;
- окрошки (холодные супы);
- макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом;
- яйца и мясо водоплавающих птиц;
- яичницу-глазунью;
- грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные.
5.36. Запрещается отпуск в буфеты раздаточных соусных блюд, горячих и холодных соусов собственного приготовления.
5.37. Для приготовления блюд и кулинарных изделий, предназначенных для использования в питании детей и подростков, следует использовать яйцо с качеством не ниже диетического.
5.38. Производственный контроль за формированием рациона питания детей и подростков, его качественным и количественным составом и формированием ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для организации рационального питания учащихся, осуществляется специалистами, имеющими соответствующую профессиональную подготовку.
6. Перечень буфетной продукции
Перечень буфетной продукции формируется в соответствии с рекомендациями по формированию ассортимента пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков путем свободной продажи буфетной продукции.
7. Реализация областной программы "Школьное молоко"
7.1. Реализация областной программы "Школьное молоко" на территории г. Губкина и Губкинского района на организационном уровне включает:
- назначение ответственных лиц за реализацию программы на уровне общеобразовательных учреждений;
- наличие разработанных, оптимальных вариантов потребления молока и молочной продукции с учетом комплексного подхода в зависимости от состояния здоровья учащихся и индивидуальной непереносимости;
- наличие в учреждениях образования области печатной рекламной продукции областной целевой программы "Школьное молоко";
- работу по популяризации программы "Школьное молоко". Организация в учреждениях образования медико-педагогической, консультационной и информационной поддержки реализации программы.
7.2. Бесплатный завтрак предоставляется всем учащимся пять раз в неделю. Согласно программе "Школьное молоко" в рацион завтрака включаются молоко или молочные продукты по примерному меню, согласованному с санитарно-эпидемиологической службой.
7.3. Учащиеся, обучающиеся на дому и длительно болеющие (более 3 дней), получают молоко на сумму стоимости неполученных завтраков по программе "Школьное молоко".
7.4. Поскольку молоко относится к продуктам повышенной эпидемической опасности, к его получению и переработке предъявляются повышенные требования. В соответствии с п. 2.12.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в питании обучающихся в общеобразовательных школах запрещается использовать молоко в натуральном виде.
7.5. В соответствии с п. 7.7 СП 2.3.6.1079-01 молочные продукты должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность (качественное удостоверение, санитарно-эпидемиологическое заключение, ветеринарное свидетельство (п. 3.4.7 СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов").
7.6. Для достижения оптимальной температуры отпуска молока его необходимо за 1,5 - 2 часа до реализации извлечь из холодильной установки и оставить на хранение при комнатной температуре.
8. Порядок финансирования
8.1. Финансирование питания осуществляется за счет бюджетных средств, родительской платы, спонсорских средств.
8.2. Учет и отчетность использования родительских средств за питание осуществляет централизованная бухгалтерия управления образования и науки.
8.3. Руководители общеобразовательных учреждений района могут использовать возможность удешевления питания учащихся за счет продукции, полученной с учебно-опытных участков.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|