Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление главы местного самоуправления г. Валуйки и Валуйского района Белгородской обл. от 28.12.2006 № 419
(ред. от 18.06.2009)
"О районной комплексной целевой программе улучшения демографической ситуации в муниципальном районе "Город Валуйки и Валуйский район"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.







ГЛАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ВАЛУЙКИ
И ВАЛУЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2006 г. № 419

О РАЙОННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
"ГОРОД ВАЛУЙКИ И ВАЛУЙСКИЙ РАЙОН"

(в ред. постановления главы администрации муниципального
района "Город Валуйки и Валуйский район"
Белгородской области от 18.06.2009 № 83)

Несмотря на реализацию комплексных мер по улучшению демографической ситуации в муниципальном образовании "Город Валуйки и Валуйский район" и положительную динамику отдельных показателей (увеличение продолжительности жизни населения, стабилизация общей и снижение в полтора раза младенческой смертности, рост количества регистрируемых браков, снижение числа разводов и абортов), демографическая ситуация в районе остается сложной, имеет место низкая рождаемость и высокий уровень общей смертности.
В соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 27 февраля 2006 года № 44-пп "О демографической ситуации в области и мерах по ее улучшению", в целях дальнейшего улучшения демографической ситуации на территории муниципального района, укрепления и повышения статуса семьи, переориентации сознания граждан на традиционные семейные ценности и возведения многодетности в качество нормы семьи постановляю:

1. Утвердить районную комплексную целевую программу улучшения демографической ситуации в муниципальном районе "Город Валуйки и Валуйский район", далее - Программа (прилагается).
(п. 1 в ред. постановления главы администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" Белгородской области от 18.06.2009 № 83)

2. Руководителям предприятий, организаций всех форм собственности, руководителям структурных подразделений администрации муниципального района считать приоритетным направлением в работе реализацию системы мер по улучшению демографической ситуации и повышению статуса семьи, принять меры по выполнению утвержденной Программы.

3. Управлению финансов и бюджетной политики администрации города Валуйки и Валуйского района (Мащенко Л.В.) обеспечить приоритетное финансирование мероприятий Программы.

4. Признать утратившими силу постановления главы местного самоуправления города Валуйки и Валуйского района от 03.04.2002 № 399 "О дополнительных мерах по повышению рождаемости на 2002 - 2005 годы", от 31.07.2002 № 1089 "Об оказании адресной материальной поддержки женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет", от 23.05.2005 № 784 "Об утверждении плана мероприятий по организации медико-генетического консультирования в городе Валуйки и Валуйском районе", от 29.08.2005 № 1405 "О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" по социальным вопросам Бобырева С.И.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 апреля до 2011 года.
(п. 5 в ред. постановления главы администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" Белгородской области от 18.06.2009 № 83)

Глава местного самоуправления
города Валуйки и Валуйского района
И.М.ПОСОХОВ





Утверждена
постановлением
главы местного самоуправления
города и района
от 28.12.2006 № 419

РАЙОННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
РАЙОНЕ "ГОРОД ВАЛУЙКИ И ВАЛУЙСКИЙ РАЙОН"

(в ред. постановления главы администрации муниципального
района "Город Валуйки и Валуйский район"
Белгородской области от 18.06.2009 № 83)

Паспорт
районной комплексной целевой программы
по улучшению демографической ситуации в муниципальном
районе "Город Валуйки и Валуйский район"

Наименование Программы районная комплексная целевая программа по
улучшению демографической ситуации в муниципальном
районе "Город Валуйки Валуйский район" (далее -
Программа)
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка:
постановление правительства Белгородской области № 44-пп издано
27.02.2006, а не 26.02.2006.
   ------------------------------------------------------------------

Основание для протокол заседания Президиума Совета при
разработки Программы Президенте Российской Федерации по реализации
приоритетных национальных проектов и
демографической политике от 23 мая 2007 года № 19;
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября
2007 года № 1351 "Об утверждении Концепции
демографической политики Российской Федерации на
период до 2025 года";
постановление правительства Белгородской области
от 15 октября 2007 года № 242-пп "О Концепции
демографического развития Белгородской области на
период до 2025 года";
завершение срока реализации плана мероприятий на
2006 - 2008 годы, утвержденного постановлением
правительства Белгородской области от 26 февраля
2006 года № 44-пп "О демографической ситуации в
области и мерах по ее улучшению";
постановление правительства Белгородской области
от 16 марта 2009 года № 84-пп "О внесении
изменений в постановление правительства
Белгородской области от 27 февраля 2006 года
№ 44-пп"
Муниципальный заказчик администрация муниципального района "Город Валуйки
и Валуйский район"
Основной разработчик муниципальное учреждение здравоохранения
Программы "Валуйская центральная районная больница"
Основные исполнители муниципальные учреждения здравоохранения
Программы муниципального района, управление социальной
защиты населения администрации муниципального
района, комитет образования администрации
муниципального района, отдел ЗАГС администрации
муниципального района, управление культуры, ГУ
"Центр занятости населения города Валуйки", филиал
№ 4 ГУ "Белгородское региональное отделение фонда
социального страхования Российской Федерации",
Валуйский филиал Белгородского территориального
фонда обязательного медицинского страхования
Основная цель - стабилизация темпов убыли населения и создание
Программы условий для дальнейшего улучшения демографической
ситуации в муниципальном районе "Город Валуйки и
Валуйский район"
Основные задачи - повышение рождаемости;
Программы - снижение смертности населения в трудоспособном
возрасте от управляемых причин;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни
населения;
- восстановление социальной ценности семьи и
брака;
- развитие форм поддержки семьи, материнства и
детства
Важнейшие целевые - суммарный коэффициент рождаемости (число
показатели Программы рождений на одну женщину);
- коэффициент смертности населения в
трудоспособном возрасте от управляемых причин (на
100000 населения);
- коэффициент материнской смертности (на 100000
родившихся живыми);
- коэффициент младенческой смертности (на 1000
родившихся живыми);
- коэффициент брачности (на 1000 населения);
- коэффициент разводимости (на 1000 населения)
Срок реализации - в соответствии с Концепцией демографического
Программы развития Белгородской области на период до 2025
года с корректировкой плана мероприятий каждые два
года
Основные мероприятия - развитие системы анализа и прогнозирования
Программы демографических процессов;
- охрана и укрепление здоровья населения, в том
числе репродуктивного;
- совершенствование оказания медицинской помощи
матерям и новорожденным;
- снижение смертности населения;
- развитие системы социальной поддержки семей с
детьми;
- содействие занятости населения и охрана труда;
- координация миграционных процессов;
- поддержка молодых семей с детьми;
- духовно-нравственное воспитание населения;
- повышение роли семьи, материнства и отцовства
Объем и источники - финансирование Программы осуществляется в
финансирования соответствии с планом мероприятий, утверждаемым
Программы каждые два года, в пределах финансовых средств,
запланированных в бюджете муниципального района
"Город Валуйки и Валуйский район"
Ожидаемые конечные реализация Программы позволит к окончанию 2025
результаты реализации года достичь стабилизации темпов убыли населения и
Программы следующих значений важнейших целевых индикаторов:
- суммарного коэффициента рождаемости (число
рождений на одну женщину) - 1,552;
- коэффициента смертности населения в
трудоспособном возрасте от управляемых причин (на
100000 населения) - 534,3;
- коэффициента материнской смертности (на 100000
родившихся живыми) - 6,23;
- коэффициента младенческой смертности (на 1000
родившихся живыми) - 4,5;
- коэффициента брачности (на 1000 населения) -
10,5;
- коэффициента разводимости (на 1000 населения) -
3,8
Контроль за контроль за реализацией мероприятий Программы
исполнением Программы осуществляется администрацией муниципального
района "Город Валуйки и Валуйский район"

I. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программно-целевым методом

В настоящее время в муниципальном районе "Город Валуйки и Валуйский район" сформирована комплексная система мер, направленных на стабилизацию демографической ситуации и формирование предпосылок для дальнейшего демографического роста.
На 1 января 2008 г. в муниципальном районе проживали 70,1 тыс. человек, занимая всего 4,6 процента населения Белгородской области. Динамика численности населения муниципального района в целом отличается от аналогичного показателя в Белгородской области, РФ и ЦФО.

Динамика численности населения, тыс. чел.

   -------------------T-----------------------------------T----------T-------¬

¦ ¦ По итогам переписей населения ¦ На ¦2007 г.¦
¦ +--------T--------T--------T--------+01.01.2008¦к 1959 ¦
¦ ¦ 1970 ¦ 1979 ¦ 1989 ¦ 2002 ¦ ¦г. в % ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+----------+-------+
¦Российская ¦129941 ¦137410 ¦147022 ¦145167 ¦ 142008 ¦ 121,1¦
¦Федерация, млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+----------+-------+
¦Центральный ¦ 35609 ¦ 36656 ¦ 37940 ¦ 38000 ¦ 37151 ¦ 111,0¦
¦федеральный округ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+----------+-------+
¦Белгородская ¦ 1265,8¦ 1308,2¦ 1378,3¦ 1511,6¦ 1519,1¦ 123,8¦
¦область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+--------+--------+--------+----------+-------+
¦Муниципальный ¦ 80,5¦ 75,0¦ 72,5¦ 72,9¦ 70,1¦ 87,1¦
¦район "Город ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Валуйки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Валуйский район" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+--------+--------+--------+--------+----------+--------


Анализ численности населения области по итогам Всероссийской переписи населения свидетельствует о ее росте за последние 50 лет на 24 процента. В муниципальном районе наблюдается снижение численности населения за 37 лет на 12,9%. На изменение численности населения области оказывают влияние два фактора:
1) естественный прирост населения;
2) миграционный прирост населения.

Динамика естественного движения
населения муниципального района, на 1000 чел.

   -----T---------------------T------------------------T---------------------¬

¦Годы¦ Родившихся ¦ Умерших ¦Естественный прирост ¦
+----+-----T------T--------+-----T---------T--------+-----T------T--------+
¦ ¦ Все ¦Город-¦Сельское¦ Все ¦Городское¦Сельское¦ Все ¦Город-¦Сельское¦
¦ ¦насе-¦ ское ¦ ¦насе-¦ ¦ ¦насе-¦ ское ¦ ¦
¦ ¦ление¦ ¦ ¦ление¦ ¦ ¦ление¦ ¦ ¦
+----+-----+------+--------+-----+---------+--------+-----+------+--------+
¦2002¦ 8,1¦ 9,6¦ 6,0¦ 20,7¦ 19,0¦ 23,0¦-12,6¦ -9,4¦ -17,0¦
+----+-----+------+--------+-----+---------+--------+-----+------+--------+
¦2007¦ 10,3¦ 11,4¦ 7,3¦ 18,3¦ 17,4¦ 20,0¦ -8,0¦ -6,0¦ -12,7¦
+----+-----+------+--------+-----+---------+--------+-----+------+--------+
¦2008¦ 9,6¦ 11,3¦ 6,9¦ 17,6¦ 16,7¦ 19,1¦ -8,0¦ -5,4¦ -12,2¦
L----+-----+------+--------+-----+---------+--------+-----+------+---------


Анализ приведенных данных показывает, что с 2002 года отмечается естественная убыль населения, которая стала стабилизироваться к 2008 году.

Динамика миграционных процессов, чел.
(без учета внутриобластной миграции)

   ----------T--------------------T-------------------T----------------------¬

¦ Годы ¦ Прибыло населения ¦ Выбыло населения ¦ Миграционный прирост ¦
+---------+--------------------+-------------------+----------------------+
¦ 2007 ¦ 43464 ¦ 38209 ¦ 5255 ¦
L---------+--------------------+-------------------+-----------------------


Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что изменение численности населения района идет также за счет миграционного процесса.
Другим определяющим фактором процесса естественного движения населения остается превышение числа умерших над числом родившихся в 1,8 раза. На показатель общей смертности населения, составивший по итогам 2007 года 18,3, в 2008 году - 17,6 на 1000 населения, значительное влияние оказывает смертность лиц в трудоспособном возрасте.

Динамика смертности населения
в трудоспособном возрасте (на 100 тыс. чел.)

   -----------------------------------------------------------T--------------¬

¦ Причина смертности по нозологии ¦ 2008 г. ¦
+----------------------------------------------------------+--------------+
¦смертность населения трудоспособного возраста, всего ¦ 322,0 ¦
+----------------------------------------------------------+--------------+
¦в том числе по трем основным причинам: ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+--------------+
¦сердечно-сосудистые заболевания ¦ 125,4 ¦
+----------------------------------------------------------+--------------+
¦онкологические заболевания ¦ 69,8 ¦
+----------------------------------------------------------+--------------+
¦внешние причины ¦ 88,4 ¦
L----------------------------------------------------------+---------------


Современная ситуация с рождаемостью в районе сложилась под влиянием динамики ее развития в прошлом. Устойчивую тенденцию приобрел рост рождаемости, начиная с 2001 года. По итогам 2007 года коэффициент рождаемости составил 9,6 (1997 год - 10,3). При проведении анализа рождаемости наилучшим показателем, характеризующим уровень рождаемости в целом и уровень воспроизводства населения, является суммарный коэффициент рождаемости. Он показывает то число детей, которые были бы рождены в среднем одной женщиной на протяжении всей ее жизни при условии сохранения уровня рождаемости во всех возрастах неизменным. Преимущество его использования в анализе демографической ситуации состоит в том, что он характеризует рождаемость одним числом и не зависит от особенностей половозрастного состава населения. В Белгородской области в настоящее время суммарный коэффициент рождаемости значительно ниже необходимого для простого воспроизводства населения коэффициента, равного 2,2 - 2,3, что также относится и к муниципальному району.

Динамика рождения детей по очередности (процентов)

Всего Первые Вторые Третьи Четвертые Пятые
родившихся
живыми, чел.

Белгородская 15676 58,9 31,3 7,1 1,7 1,0
область, 2007 г.

Муниципальный район 725 53,8 35,0 8,4 2,2 0,7
"Город Валуйки и
Валуйский район",
2007 г.

Муниципальный район 675 54,4 36,0 7,0 1,9 0,7
"Город Валуйки и
Валуйский район",
2008 г.

Динамика демографических показателей и прогнозируемые показатели демографического развития, с одной стороны, свидетельствуют о продуктивности мер, реализуемых в настоящее время в сфере демографической политики области и муниципального района, с другой стороны, определяют проблемы, требующие незамедлительного решения, на которые прямо или косвенно возможно государственное влияние.
Основные демографические проблемы, на решение которых ориентированы программные мероприятия:
- суженное воспроизводство (уровень рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое замещение родительского поколения поколением детей);
- ухудшение физического здоровья молодых людей и вследствие этого недостаточный уровень репродуктивного здоровья населения (патологические состояния в период беременности и родов, наличие перинатальной смертности, мертворождаемости, детской инвалидности);
- возникновение и развитие новых типов репродуктивного поведения, связанных с изменением стиля и образа жизни, в частности, с отношением к институту брака (высокий уровень разводимости, рост внебрачной рождаемости, увеличение количества незарегистрированных браков, сниженная мотивация к деторождению, рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.);
- старение населения;
- низкая продолжительность жизни в сочетании с высоким показателем смертности граждан трудоспособного возраста;
- снижение численности населения в трудоспособном возрасте и, как следствие, возрастание дефицита рабочей силы, нагрузка на бюджет за счет увеличения финансовой потребности систем пенсионного, социального и медицинского обеспечения;
- тенденция незначительного роста притока мигрантов, замещающего естественные потери, и других демографических показателей в целом не меняют неблагополучную демографическую ситуацию.
Для эффективного управления демографическим развитием необходимо:
- наличие полной и постоянно обновляющейся информации о демографической ситуации;
- аналитическое обеспечение управления демографическими процессами;
- разработка краткосрочных, среднесрочных и перспективных прогнозов развития демографической ситуации;
- обеспечение стратегического планирования в сфере демографии;
- создание преимущественной установки на меры социальной помощи и поддержки в ущерб действиям, направленным на регулирование демографического поведения.
В муниципальном районе "Город Валуйки и Валуйский район" на протяжении последних лет созданы условия для реализации вышеперечисленных направлений, на уровне органов государственной власти области и местного самоуправления муниципальных образований активно ведется работа по обеспечению эффективного управления демографическим развитием. Однако с учетом достигнутых результатов и постановки новых задач для дальнейшего совершенствования деятельности по управлению демографическим развитием региона на основе программно-целевого метода разработана комплексная целевая программа по улучшению демографической ситуации.
Программно-целевой метод отвечает требованиям системности, четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на областном и муниципальном уровнях, предполагает оценку эффективности управления в сфере демографической политики на основе единых целевых показателей (индикаторов) и обеспечивает:
координацию деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества;
формирование единых целевых показателей (индикаторов);
системность при разработке мероприятий, направленных на обеспечение улучшения целевых показателей;
последовательность реализации этих мероприятий;
концентрацию ресурсов и эффективное использование финансовых средств, направляемых на осуществление мер в области демографической политики.
Программа предполагает осуществление управленческих воздействий, прежде всего с учетом перспективы и достижения основного эффекта в будущем. Приоритетными объектами управленческого воздействия (целевыми группами) при разработке программных мероприятий определены дети и молодежь, то есть группы, чьи модели демографического поведения определят ситуацию в перспективе.
Разработка Программы исходит из необходимости системного решения демографических проблем, что предполагает планирование действий с учетом стратегических цели и задач; участие в управлении демографическим развитием отраслевых департаментов области, муниципальных учреждений и предприятий, православной церкви, иных объединений, средств массовой информации.
План мероприятий Программы предполагает корректировку каждые два года с учетом изменения демографической ситуации. В целях оценки эффективности реализации программных мероприятий предполагается использование целевых индикаторов.
Осуществление программных мероприятий позволит обеспечить обоснованное воздействие органов местного самоуправления на объекты управления с целью дальнейшего улучшения демографической ситуации в муниципальном районе.

II. Цель и задачи, важнейшие целевые индикаторы Программы

Цель Программы: стабилизация темпов убыли населения и создание условий для дальнейшего улучшения демографической ситуации в муниципальном районе.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- повышение рождаемости;
- снижение смертности населения, в том числе трудоспособного возраста, от управляемых причин;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
- восстановление социальной ценности семьи и брака;
- развитие форм поддержки семьи, материнства и детства.
Важнейшими целевыми показателями Программы являются:
- коэффициент рождаемости (на 1000 населения);
- суммарный коэффициент рождаемости (число рождений на одну женщину);
- число детей по очередности рождения (чел.);
- коэффициент смертности (на 1000 населения);
- коэффициент материнской смертности (на 100000 родившихся живыми);
- коэффициент младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми);
- коэффициент брачности (на 1000 населения);
- коэффициент разводимости (на 1000 населения).

III. Программные мероприятия

Программные мероприятия классифицируются на разделы, предполагающие формирование нормативной базы по соответствующим отраслям, создание системы научно-информационного и кадрового обеспечения, условий для гражданского, семейного, патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания молодежи, охрану и укрепление здоровья населения, в том числе репродуктивного, формирование и развитие сети социальных услуг прежде всего для семей с детьми, обеспечение их социальной поддержки, учебно-методическое обеспечение и сопровождение органов местного самоуправления, меры по повышению эффективности процесса управления демографическим развитием региона.
Основные мероприятия Программы:
- развитие системы анализа и прогнозирования демографических процессов;
- охрана и укрепление здоровья населения, в том числе репродуктивного;
- совершенствование оказания медицинской помощи матерям и новорожденным;
- снижение смертности населения, в том числе трудоспособного возраста, от управляемых причин;
- развитие системы социальной поддержки семей с детьми;
- содействие занятости населения и охрана труда;
- регулирование миграционных процессов;
- поддержка молодых семей с детьми;
- духовно-нравственное воспитание населения;
- повышение роли семьи, материнства и отцовства.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального, областного бюджетов в рамках соответствующих программ и бюджета муниципального района.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджета муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" согласовываются с управлением финансов и бюджетной политики администрации муниципального района и подлежат ежегодному уточнению.

V. Механизм реализации и контроль за выполнением Программы

Программа реализуется в виде комплекса мероприятий и проектов, взаимосвязанных между собой и направленных на решение поставленных задач.
Контроль за целевым использованием средств бюджета муниципального района осуществляет управление финансов и бюджетной политики муниципального района.
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет администрация муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район". Исполнители плана мероприятий ежеквартально направляют информацию о ходе реализации Программы в администрацию муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" и в департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области.

VI. Оценка социально-экономической
эффективности реализации Программы

Реализация Программы в муниципальном районе с учетом корректировки плана мероприятий с периодичностью каждые два года позволит своевременно и оперативно оценивать сложившуюся демографическую ситуацию, вносить предложения о мерах регулирования социально-демографических процессов, что в свою очередь позволит к 2026 году достичь стабилизации темпов убыли населения и следующих значений важнейших целевых индикаторов:
- суммарного коэффициента рождаемости (число рождений на одну женщину) - 1,552;
- коэффициента смертности населения в трудоспособном возрасте от управляемых причин (на 100000 населения) - 534,3;
- коэффициента материнской смертности (на 100000 родившихся живыми) - 6,23;
- коэффициента младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) - 4,5;
- коэффициента брачности (на 1000 населения) - 10,5;
- коэффициента разводимости (на 1000 населения) - 3,8.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru