Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение арбитражного суда Белгородской области от 11.12.2006 по делу № А08-12163/05
О признании незаконным отказа в госрегистрации договора дарения и права общей долевой собственности на земельный участок.
(Извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2006 г. по делу № А08-12163/05

(извлечение)

Арбитражный суд Белгородской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГСУ Фонд государственного имущества Белгородской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Белгородской области о признании незаконным отказа в госрегистрации договора дарения и права общей долевой собственности на земельный участок,

установил:

ГСУ Фонд государственного имущества Белгородской области (далее - фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области (далее - управление регистрации), выразившиеся в отказе в государственной регистрации договора дарения от 17 января 2005 г. № 473 и права общей долевой собственности в размере 1,47 га на земельный участок площадью 1496,803 га с кадастровым номером 31:15:0:0200 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, ЗАО "Племенной завод "Разуменский" и обязании зарегистрировать названный договор дарения и право общей долевой собственности на названный земельный участок.
В заседании представители заявителя требования поддержали, считая отказ в государственной регистрации неправомерным, т.к. заявителем представлены все документы, необходимые для госрегистрации, считая несостоятельной ссылку регистрирующего органа на расхождение площади земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, и площади земельного участка, находящегося в аренде, т.к. заявляемые права подлежат регистрации в подразделе II ЕГРП, а права обременения в подразделе III ЕГРП, поэтому площадь в договоре аренды не может иметь правового значения для идентификации объекта.
Представитель ответчика указал на необоснованность требований, т.к. при проведении экспертизы было установлено противоречие между заявленными и существующими правами, установлено расхождение в площади земельного участка и площади земельного участка, находящегося в аренде, в связи с чем невозможно перенести на новый договор обременение. Считает, что с учетом договоров дарения должна быть изменена площадь земельного участка и внесены изменения в кадастровый план, что права заявителя не нарушены, т.к. после устранения недостатков он вправе обратиться за регистрацией вновь.
Представитель 3-го лица поддержал заявление истца.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил:
В соответствии с законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в Белгородской области принят закон от 31.12.2003 № 111 "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области". Статьей 17 указанного закона и постановлением правительства Белгородской области от 31.03.2004 № 80-пп оператором на рынке услуг, связанных с оборотом земельных участков и долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определен ГСУ "Фонд госимущества области".
Собственники земельных долей (физические лица) согласно договору аренды от 15.01.2003 и от 15.12.2003 передали в аренду ЗАО "Племзавод "Разуменский" земельные доли общей площадью сельскохозяйственных угодий 2293,3 га.
Как видно из материалов дела, 17 января 2005 г. между собственником земельной доли (даритель) и Белгородской областью (одаряемый) совершен договор дарения № 473, согласно условиям которого даритель подарил одаряемому долю в праве общей собственности размером 1,47 га на земельный участок площадью 2293,2 га с кадастровым номером 31:15:00 00 000:0028 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, ЗАО "Племенной завод "Разуменский".
5 июля 2005 г. фонд обратился в управление регистрации с заявлением о государственной регистрации договора дарения от 17 января 2005 г. № 473 и регистрации права собственности за Белгородской областью.
6 сентября 2005 г. управление регистрации сообщением за № 01/011/2005-4913, 4934, 4939 отказало в регистрации договора дарения и права собственности. Как следует из текста сообщения, основанием отказа явилось отсутствие плана земельного участка с указанием его кадастрового номера, наличие в ЕГРП данных свидетельствующих о наличии расхождений по размеру земельного участка, находящегося в общей долевой собственности и площадью земельного массива по вышеуказанному адресу (л.д. 7).
Право заинтересованного лица обжаловать в арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации либо уклонение от регистрации предусмотрено статьей 131 ГК РФ, ст. 2 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое, имущество и сделок с ним" при рассмотрении требования об обжаловании отказа в государственной регистрации прав, действия регистрирующего органа подлежат проверке с точки зрения соответствия названному закону.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон) определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания).
Пунктом 1 статьи 17 закона определено, что обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является план данного объекта недвижимого имущества, а к документам, необходимым для такой государственной регистрации прав на земельный участок, - кадастровый план данного земельного участка.
В соответствии с абзацами 9 и 10 пункта 1 статьи 20 закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно ст. 9 названного закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным ст. 13 закона о госрегистрации порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 4 закона о госрегистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество, подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе аренда.
При анализе представленных на госрегистрацию документов Управлением было установлено, что имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами, представленные документы не содержат описания объекта, не представлен план земельного участка, с указанием его кадастрового номера, составленного соответствующей организацией.
Как следует из материалов дела, заявителем представлен в управление регистрации кадастровый план земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра) от 25.07.2005 № 15/05:-02:0200 с кадастровым номером 31:15:0:0200, согласно которому площадь земельного участка, находящегося в общей долевой собственности составляет 1496,8030 га. (л.д. 20). Однако, согласно записям ЕГРП на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу зарегистрирован договор аренды, в котором площадь арендуемого земельного участка составляет 1505,28 га, из чего следует, что площадь земельного участка, находящегося в аренде, превышает площадь земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Следовательно, имеются расхождения по площади земельного участка, находящегося в общей долевой собственности и находящегося в аренде ЗАО "Племзавод "Разуменский".
Какие-либо документы, устраняющие данное противоречие фондом, не представлены.
Непредставление заявителем кадастрового плана на 1505,28 га, иных документов, устраняющих имеющиеся расхождения в площади земельного участка, не позволило управление ФРС внести изменения в ЕГРП, а само управление ФРС не наделено полномочиями по внесению исправлений самостоятельно.
Согласно п. 18 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной приказом Министерства юстиции от 6 августа 2004 г. № 135, внесение в ЕГРП прав записей при изменении, прекращении и расторжении договора аренды осуществляется в порядке, установленном правилами ведения ЕГРП.
Правила ведения Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним утверждены постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219.
Согласно п. 44 правил записи о сделках, на основании которых возникают ограничения (обременения) вносятся в подраздел III - 4 ЕГРП.
Из подраздела III - 4 ЕГРП (лист 1а) усматривается, что с учетом расторжения договора аренды в части принадлежащих ОАО "Белгородская ипотечная корпорация" 536 земельных долей в общей площадью 787,92 га в праве общей собственности на земельный участок, площадь земельного участка, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, ЗАО "Племенной завод "Разуменский" изменилась с 2293,2 га, на 1505,28 га.
Обременение в виде аренды в связи со сменой собственника должно быть перенесено на нового правообладателя.
Однако, с учетом имеющегося расхождения по площади земельного участка, находящегося в общей совместной собственности и в аренде племзавода, управление регистрации лишено данной возможности.
С учетом имеющихся противоречий и необходимости представления дополнительных документов управлением госрегистрации, в соответствии со ст. 20 закона о госрегистрации, в госрегистрации права отказано правомерно, в связи с чем заявление не подлежит удовлетворению.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
При этом, действия государственных органов могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что фондом госимущества не представлено доказательств того, что оспариваемые действия управления не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают его права в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, заявление удовлетворению не подлежит
Стороны освобождены от уплаты госпошлины в соответствии с НК РФ.
В заседании объявлялся перерыв с 30 ноября по 6 декабря 2006 г.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления ГСУ фонд государственного имущества Белгородской области о признании незаконными действий управления федеральной регистрационной службы по Белгородской области, выразившиеся в отказе в государственной регистрации договора дарения от 17 января 2005 г. № 473 и права общей долевой собственности в размере 1,47 га на земельный участок площадью 1496,803 га с кадастровым номером 31:15:0:0200 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, ЗАО "Племенной завод "Разуменский" и обязании зарегистрировать названный договор дарения и право общей долевой собственности на названный земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru