Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Белгородской областной Думы от 24.11.1994 № 16
"О проекте Устава (Основного закона) Белгородской области"

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень Белгородской областной Думы", № 4, 1994






БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 1994 г. № 16

О ПРОЕКТЕ УСТАВА (ОСНОВНОГО ЗАКОНА)
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Заслушав и обсудив информацию председателя комиссии по разработке проекта Устава (Основного закона) области Селиверстова Ю.И., областная Дума постановляет:

1. Принять в первом чтении проект Устава (Основного Закона) Белгородской области.

2. Направить указанный проект Устава главе администрации области, постоянным комиссиям областной Думы, областному суду, арбитражному суду, областной прокуратуре, главам администрации городов и районов для подготовки замечаний предложений.

3. Проект Устава (Основного Закона) области опубликовать в газете "Белгородская правда".

4. Постоянной комиссии по нормативно-законодательной деятельности (Полухин О.Н.) до 15 декабря 1994 года доработать указанный проект Устава и внести его ко второму чтению в областную Думу.

Председатель областной Думы
Ю.СЕЛИВЕРСТОВ





Проект

УСТАВ
(ОСНОВНОЙ ЗАКОН) БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Белгородская областная Дума, руководствуясь статьей 66 Конституции Российской Федерации, основываясь на истории, традициях и культуре населения области, признавая необходимость закрепления правового статуса области и создания правовой основы для ее всестороннего развития, принимает настоящий Устав - основной закон области.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

1. Единственным источником государственной власти в Белгородской области является ее население, которое осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Белгородской области. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону Российской Федерации.

2. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

Статья 2

В Белгородской области человеку и гражданину гарантируются общепризнанные права и свободы системой народовластия, разделением властей, деятельностью органов государственной власти, функционированием правоохранительных органов и добровольных общественных объединений.

Статья 3

Органы государственной власти и местного самоуправления Белгородской области (далее - области) обязаны защищать жизнь, честь, достоинство, имущественные и иные законные права проживающих на территории области граждан.

Статья 4

На территории области все граждане и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, а также другие областные нормативные акты, принятые областью в пределах своей компетенции.

Статья 5

1. В области признается идеологическое многообразие, многопартийность. Общественная, в том числе политическая, деятельность в области осуществляется в соответствии с федеральными и областными законами.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной. Все партии равноправны и равны перед законом.

Статья 6

В области не запрещается отправление религиозных обрядов, гарантируется свобода вероисповедания.

Глава 2. ТЕРРИТОРИЯ И СТАТУС БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ

Статья 7

1. Территория области в пределах административных границ, установленных Указом Совета РСФСР от 6 января 1954 года, является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации. Она не может быть изменена, изъята без согласия абсолютного большинства области, обладающих избирательным правом.

2. Область имеет границу с сопредельным государством (Украиной) и статус приграничного региона.

Статья 8

Описание границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, признается официальным документом, фиксирующим границы области.

Статья 9

Область является субъектом Российской Федерации и обладает на своей территории всей полной государственной власти в пределах полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации.

Статья 10

1. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом не может быть изменен без ее согласия.

2. Органы государственной власти области принимают законы, другие нормативные акты, строят федеральные отношения на основе принципа равноправия в соответствии с Конституцией Федерации.

3. Изменение статуса, наименования области, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены на основе волеизъявления абсолютного большинства граждан области, обладающих избирательным правом, путем референдума, по взаимному согласию Российской Федерации.

Статья 11

Органы государственной власти области вправе передать часть своих полномочий федеральным органам государственной власти Российской Федерации и другим субъектам федеральных отношений.

Статья 12

Органы государственной власти области участвуют в международных внешнеэкономических связях и в выполнении международных договоров Российской Федерации при координации с органами государственной власти Российской Федерации.

Статья 13

Правовую систему области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный договор, федеральные конституционные законы, федеральные законы по предметам ведения Российской Федерации и по совместному ведению Российской Федерации и области, настоящий Устав; законы, иные нормативные правовые акты области, договоры и соглашения области с федеральными органами государственной власти, другими субъектами федеративных отношений, а также в сфере внешнеэкономических и международных связей.

Статья 14

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации и области также являются частью правовой системы области. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные областными законами, то применяются правила международного договора.

Статья 15

1. Область как субъект Российской Федерации неотделима от нее, не имеет права выхода из состава Российской Федерации.

2. На территории области суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию области.

Статья 16

В области действуют территориальные федеральные органы государственной власти в пределах полномочий Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и области.

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ

Статья 17

В состав области входят районы: Алексеевский, Белгородский, Борисовский, Валуйский, Вейделевский, Волоконовский, Грайворонский, Губкинский, Ивнянский, Корочанский, Краснояружский, Новооскольский, Прохоровский, Ракитянский, Ровеньский, Старооскольский, Чернянский, Шебекинский, Яковлевский; города: Белгород, Алексеевка, Валуйки, Губкин, Старый Оскол, Шебекино. Административным центром области является город Белгород.

Статья 18

Вопросы административно-территориального устройства области решаются ею самостоятельно, в соответствии с действующим законодательством.

Статья 19

Все преобразования административно-территориального устройства области осуществляются на уровне областных органов государственной власти с учетом мнения населения и местных органов самоуправления.

Статья 20

Область, ее районы, поселки, села могут иметь свои символы.

Глава 4. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ОБЛАСТИ

Статья 21

1. Предметы ведения и полномочия области определяются в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области:
а) предметы ведения и полномочия области;
б) предметы совместного ведения области и Российской Федерации;
в) полномочия, переданные областью федеральным органам государственной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором, другими договорами между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти области.

Статья 22

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и области область обладает всей полнотой государственной власти на всей территории в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

2. В ведении области находятся:
а) принятие, изменение Устава области и областных законов, правовых нормативных актов, контроль за их соблюдением;
б) определение административно-территориального устройства области;
в) установление системы областных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности, формирование областных органов государственной власти;
г) законодательное обеспечение организации местного самоуправления;
д) областная государственная безопасность и управление ею;
е) определение политики области и принятие областных программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития области;
ж) финансовое, кредитное регулирование по вопросам, относящимся к ведению области, областные экономические службы;
з) областной бюджет, областные налоги и сборы, областные внебюджетные фонды;
и) административное, жилищное, земельное, водное, лесное, иное законодательство в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;
к) международные отношения и внешнеэкономические связи области;
л) областная государственная служба;
м) иные вопросы в соответствии с настоящим Уставом, другими правовыми актами, отнесенными к ведению области, а также вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий в сфере совместного ведения Российской Федерации и области.

Статья 23

Полномочия области по предметам ведения Российской Федерации и области определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, а также договорами, заключенными между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 24

Предметы ведения, Российской Федерации закрепляются Конституцией Российской федерации, Федеративным договором.

Статья 25

Реализация полномочий в сфере предметов ведения области обеспечивается всеми ветвями ее государственной власти и их органами самостоятельно.

Статья 26

Реализация полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и области обеспечивается Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором.

Статья 27

1. В пределах ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и области федеральные органы государственной власти и органы государственной власти области образуют единую систему государственной власти Российской Федерации.

2. Органы государственной власти области содействуют федеральным органам власти в осуществлении ими своих полномочий на территории области.

Статья 28

Органы государственной власти области участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором, федеральными законами, договорами между Российской Федерацией и областью.

Глава 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ОБЛАСТИ

Статья 29

Законодательная власть в области осуществляется:
- народом непосредственно путем референдума;
- законодательным (представительным) органом области.

Статья 30

1. Белгородская областная Дума (далее - областная Дума) - постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти, имеющий статус юридического лица.

2. Областная Дума реализует свои полномочия путем принятия законов, постановлений и иных нормативных актов, а также через контрольную деятельность.

3. Правовые акты областной Думы, изданные в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения администрацией области, всеми находящимися на ее территории предприятиями, организациями, общественными объединениями и гражданами.

Статья 31

1. Областная Дума состоит из 35 депутатов, избранных населением области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

2. Порядок организации и проведения выборов в областную Думу устанавливается законом области.

Статья 32

1. Депутатом областной Думы может быть избран проживающий в Белгородской области гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший 21 года.

2. Гражданин, отвечающий требованиям, указанным в части 1 настоящей статьи, может избираться депутатом областной Думы неоднократно.

3. Депутатами областной Думы не могут быть депутаты иных представительных органов власти и органов местного самоуправления, должностные лица администрации области: глава администрации, его заместители, руководители структурных подразделений и их заместители.

Статья 33

1. Число депутатов областной Думы, работающих на постоянной штатной оплачиваемой основе, определяется самой областной Думой.

2. Депутаты Думы не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий.

3. Депутаты Думы обладают правами и выполняют обязанности в соответствии с федеральными и областными законами.

Статья 34

1. Областная Дума собирается на первое заседание в течение двух недель после избрания. Первое заседание Думы открывает председатель областной избирательной комиссии.

2. С момента начала работы областной Думы нового созыва полномочия областной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 35

Порядок и форма деятельности Думы определяются ее Регламентом, утвержденным на сессии областной Думы.

Статья 36

1. Областная Дума избирает из своего состава председателя областной Думы его заместителя.

2. Председатель областной Думы и его заместитель ведут заседания и ведают внутренним распорядком Думы.

3. Областная Дума образует постоянные, временные и общественные комиссии, рабочие группы. Общественные комиссии и рабочие группы возглавляют депутаты областной Думы.

Статья 37

Областная Дума организует и проводит депутатские слушания по важнейшим вопросам жизнедеятельности области и разрабатываемым законопроектам.

Статья 38

Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета, областных законов в пределах своих полномочий областная Дума создает общественную контрольную комиссию, состав и порядок деятельности которой определяется Регламентом Думы.

Статья 39

К ведению областной Думы относятся:
а) принятие Устава области и внесение в него изменений, дополнений, поправок;
б) принятие законов области, внесение в них изменений и дополнений;
в) толкование законов области, осуществление контроля за их исполнением;
г) утверждение по представлению главы администрации области бюджета отчета о его исполнении;
д) принятие решения об изменении границ области, с учетом мнения населения, утверждение и применение административно - законодательного деления области;
е) принятие решения об образовании областных внебюджетных и валютных фондов, утверждение отчета об их использовании;
ж) установление областных налогов, сборов, пошлин и платежей, а также порядок их взимания;
з) определение порядка использования земли и других ресурсов местного значения, охрана объектов истории, культуры и природы, общего порядка приватизации имущества области, порядка передачи областной собственности в муниципальную;
и) законодательное определение порядка организации и деятельности областных органов государственной власти;
к) законодательное определение порядка организации и деятельности органов местного самоуправления;
л) учреждение областных наград и почетных званий;
м) осуществление иных полномочий в пределах компетенции области как субъекта Российской Федерации;
н) утверждение схемы управления областью.

Статья 40

Областная Дума за нарушение законодательных и других актов по вопросам ее ведения устанавливает администрационные санкции и определяет порядок их наложения на основании действующего законодательства.

Статья 41

Областная Дума в пределах совместного ведения Российской Федерации и области принимает законы и иные правовые нормативные акты, соответствующие федеральному законодательству.

Статья 42

1. Областная Дума имеет право законодательной инициативы в федеральном Собрании Российской Федерации от имени области как субъекта Российской Федерации.

2. Областная Дума вправе обращаться в Конституционный Суд и другие суды Российской Федерации для разрешения споров в соответствии с законодательством.

Статья 43

Областная Дума совместно с администрацией области может создать единое постоянное представительство при федеральных органах государственной власти Российской Федерации, назначить руководителя представительства и принимать Положение о постоянном представительстве.

Статья 44

Для организационного, правового, информационного, материально-технического обеспечения деятельности Думы, оказания помощи ее постоянным комиссиям, а также депутатам, Дума создает свой аппарат.

Статья 45

Деятельность областной Думы не может быть прекращена или приостановлена досрочно, за исключением самороспуска и иных случаев, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Статья 46

1. Председатель областной Думы избирается на заседании Думы из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Думы и исполняет свои обязанности до избрания председателя Думы нового созыва.

2. Председатель Думы подотчетен Думе и может быть отозван путем тайного голосования на заседании Думы.

3. Порядок внесения предложений об избрании, отставке или освобождении председателя Думы от должности определяется Регламентом Думы.

4. Добровольное сложение председателем Думы своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления.

5. В случае неприятия Думой отставки, председатель Думы вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления.

Статья 47

Полномочия председателя областной Думы устанавливаются областным законодательством и Регламентом Думы.

Статья 48

1. Заместитель председателя областной Думы выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных Регламентом Думы, и поручения председателя Думы, а в случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей выполняет функции председателя Думы.

2. Заместитель председателя областной Думы избирается тайным голосованием на заседании Думы по представлению председателя Думы из числа депутатов на срок полномочий Думы.

Статья 49

Депутат областной Думы - член коллегиального законодательного органа государственной власти, обладает всей полнотой прав для участия в работе Думы и ее органов, которые определены законом области.

Глава 6. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 50

1. Администрация Белгородской области (далее - администрация области) является исполнительным органом государственной власти в области.

2. Систему исполнительной власти возглавляет глава администрации области.

3. Полномочия главы администрации области определяются федеральными и областными законами.

Статья 51

1. Глава администрации области избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании на четыре года. Одно и то же лицо не может быть главой администрации области более двух раз подряд.

2. Главой администрации области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Белгородской области, не имеющий гражданства иностранного государства.

3. Порядок организации и проведения выборов главы администрации области определяется законом Белгородской области.

4. Глава администрации области вступает в должность с момента принесения присяги: "Вступая в должность главы администрации области, клянусь: верно служить народу, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности главы администрации области, соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, устав и законы области".

5. Присяга приносится в торжественной обстановке на расширенном заседании областной Думы, проводимом через 20 дней после избрания главы администрации области.

Статья 52

Полномочия главы администрации прекращаются досрочно в случаях, установленных федеральными и областными законами.

Статья 53

Во всех случаях, когда глава администрации области не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет первый заместитель главы администрации области.

Статья 54

1. Кроме главы администрации в состав областной администрации входят его заместители и подчиненные ему управленческие структуры.

2. Глава областной администрации руководит деятельностью областной администрации на принципах единоначалия и несет ответственность за ненадлежащее осуществление ее полномочий.

Статья 55

Порядок деятельности администрации области определяется областным законом.

Статья 56

Администрация области:
а) разрабатывает текущие (перспективные) программы социально - экономического развития области, проект областного и консолидированного бюджета области, определяет источники доходов и направления расходования валютных и внебюджетных фондов области; обеспечивает выполнение принятых программ и бюджета; представляет отчеты областной Думе об исполнении бюджета;
б) разрабатывает и реализует финансовую и инвестиционную политику в области, осуществляет меры по ограничению монополистической деятельности и развитию предпринимательства, в соответствии с законодательством управляет и распоряжается областной собственностью, содействует укреплению банковской, денежной и кредитной системы;
в) проводит государственную политику ценообразования и оплаты труда, содействует организации государственного страхования и единой системы учета и статистики;
г) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы области, росту благосостояния населения, охране труда и здоровья народа, организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование;
д) осуществляет мероприятия по воспитанию, образованию, охране семьи, материнства и детства, разрабатывает и реализует меры по развитию науки, культуры и спорта, разрабатывает и реализует государственную молодежную политику;
е) осуществляет мероприятия по развитию объектов жилищно - коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи; создает условия для развития и организует лицензирование предприятий торговли, бытового обслуживания населения и др., осуществляет мероприятия по защите прав потребителя;
ж) организует строительство объектов за счет областного бюджета, утверждает градостроительные нормативы, градостроительную документацию, организует лицензирование строительного производства;
з) разрабатывает и обеспечивает выполнение программ по охране природы, рациональному природопользованию, сельскохозяйственному производству, выдает лицензии на недропользование, организует контроль за соблюдением природоохранительного законодательства;
и) обеспечивает рациональное размещение производительных сил, содействует комплексному экономическому и социальному развитию городов и населенных пунктов области;
к) разрабатывает и реализует меры по защите интересов области, охране всех форм собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
л) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению государственной безопасности;
м) оспаривает в суде и приостанавливает до вынесения им решения противоречащие законодательству акты органов местного самоуправления;
н) осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
о) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом и законами области.

Глава 7. ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 57

Органы государственной власти области самостоятельно в полном объеме осуществляют правовое регулирование по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и области.

Статья 58

В систему правовых актов области входят:
1. Правовые акты областной Думы.
2. Правовые акты администрации области.

Статья 59

К правовым актам, принимаемым областной Думой, относятся:
а) законодательные акты - Устав области и законы;
б) иные нормативные акты - постановления областной Думы, положения, регламенты, правила;
в) акты ненормативного характера (индивидуальные акты) - распоряжения председателя областной Думы;
г) акты резолютивного характера - обращения, заявления, резолюции и др.

Статья 60

Акты, принимаемые областной Думой, обеспечиваются государственной защитой. Конкретный порядок принятия правовых актов областной Думой устанавливается ее Регламентом и другими актами.

Статья 61

Право законодательной инициативы в области принадлежит депутатам Думы, главе администрации области, областной прокуратуре, областному суду, арбитражному суду, органу местного самоуправления района, города, а также в порядке народной инициативы гражданам области при наличии не менее 10000 подписей.

Статья 62

1. К правовым актам администрации области относятся:
а) нормативные акты - постановления;
б) акты ненормативного характера (индивидуальные акты) - распоряжения.

2. Постановления и распоряжения принимаются и подписываются главой администрации области.

3. Порядок подготовки актов администрации области определяется ею самостоятельно.

Статья 63

Порядок опубликования и вступления в силу законов области, правовых нормативных актов областной Думы и администрации области определяется областным законом.

Статья 64

1. Официальное толкование правовых нормативных актов, принятых органами государственной власти области, могут давать только органы, издавшие их.

2. Допускается официальное казуальное толкование правовых нормативных актов, принятых органами государственной власти области, судами в ходе судебного разбирательства конкретных дел.

Статья 65

Срок действия законов области, правовых актов органов государственной власти устанавливается законом области.

Глава 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Статья 66

1. Органы законодательной и исполнительной власти области взаимодействуют, исходя из принципа разделения властей, равнозначности и интересов населения области.

2. Постановления и распоряжения главы администрации области направляются в областную Думу. Областная Дума может обратиться к главе администрации с предложением о внесении изменений и дополнений в указанные акты или об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке.

3. Правовые акты, принятые областной Думой, направляются главе администрации, который в порядке законодательной инициативы может обратиться в Думу с предложением об их приостановлении, отмене, дополнении и изменении, а также обжаловать их в судебном порядке.

Статья 67

1. Проекты правовых (законодательных) актов области направляются Думой на заключение главы администрации. Заключения главы администрации по законопроектам и поправки к ним рассматриваются Думой в обязательном порядке.

2. При отрицательном заключении главы администрации по законопроекту его рассмотрение в Думе откладывается на месяц после поступления заключения. В течение этого месяца законопроект дорабатывается согласительной комиссией, создаваемой на паритетной основе Думой и администрацией.

Статья 68

1. На заседаниях областной Думы вправе присутствовать руководители исполнительных структур области и выступать по обсуждаемым вопросам.

2. Депутаты областной Думы пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной власти области.

Статья 69

1. Осуществляя взаимодействие с областной Думой, глава администрации области вправе:
- участвовать в открытых и закрытых заседаниях Думы;
- предлагать вопросы в повестку дня заседаний Думы;
- вносить на рассмотрение Думы проекты не только законов, но и постановлений Думы;
- выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседаний Думы;
- делегировать на заседания Думы своих представителей с правом внеочередного выступления;
- вносить правовые акты областной Думы на повторное рассмотрение.

2. Проекты правовых актов, внесенные главой областной администрации в областную Думу повторно, рассматриваются ею первоочередно.

3. Глава администрации ежегодно представляет областной Думе информацию о деятельности исполнительных органов власти области.

Статья 70

Споры между Думой и органами исполнительной власти, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, принятия правовых (законодательных) актов и иным вопросам, решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более двух месяцев. При отсутствии согласия в решении возникших проблем по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано в областной суд или арбитражный суд области.

Глава 9. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 71

1. Судебная власть в области принадлежит судам: областному суду, судам районным (городским), областному арбитражному суду.

2. Судебная власть в области осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 72

1. Судебная система в области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

2. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 73

Статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 74

Кадры судебных органов области находятся в совместном ведении Российской Федерации и области как субъекта Российской Федерации, порядок назначения судей определяется федеральным законом.

Глава 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА
И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 75

1. Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории области и поддержание обвинения в судах осуществляют органы прокуратуры области.

2. Прокурор области назначается на должность генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти области.

Статья 76

Охрана общественного порядка и обеспечение государственной и личной безопасности на территории области осуществляется органами внутренних дел и другими правоохранительными органами, организация и деятельность которых регулируется федеральным и областным законодательством.

Статья 77

Для поддержания общественного порядка и обеспечения личной безопасности граждан на основании решения областной Думы и в соответствии с действующим законодательством могут создаваться подразделения и службы: милиции, общественной безопасности. Состав, задачи, функции соответствующих подразделений, а равно и прохождение службы в них определяются на основании Положения о местной милиции в Российской Федерации, нормативными актами Думы.

Статья 78

1. Контроль за проведением в жизнь актов, принятых областной Думой и администрацией области, осуществляют соответствующие службы и должностные лица областной администрации и областной Думы.

2. Органы общественного контроля создаются по инициативе официально зарегистрированных объединений граждан и осуществляют свою деятельность в контакте с государственными органами.

Статья 79

Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется государственными и частными нотариусами в порядке, определенном законами Российской Федерации, актами областной Думы.

Статья 80

1. Оказание юридической помощи, защита и представление интересов граждан и юридических лиц в суде и иных органах осуществляется коллегией и иными объединениями адвокатов, а также отдельными лицами, обладающими правом занятия адвокатской практикой.

2. Организация и порядок деятельности адвокатуры в области определяются федеральными законами и актами областной Думы.

Глава 11. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ

Статья 81

1. В области гарантируется право на осуществление местного самоуправления, позволяющего населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

2. Местное самоуправление осуществляется населением в формах непосредственной демократии и через органы местного самоуправления.

Статья 82

1. Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, настоящий Устав, законы области.

2. Организация деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляется в положении (уставе) о самоуправлении данного местного сообщества.

Статья 83

1. Местное самоуправление осуществляется населением в границах сельских и городских населенных пунктов, а также на иных территориях, определенных федеральным законом.

2. Границы территории местного сообщества устанавливаются органами государственной власти области с учетом мнения населения и исторических границ мест компактного проживания населения.

3. Граница территории местного сообщества не может быть изменена без учета мнения местного сообщества, выраженного непосредственно либо в ином порядке, предусмотренном положением (уставом) о местном самоуправлении данного местного сообщества.

Статья 84

1. Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности местного сообщества и оказания услуг его членам, отнесенные федеральным законом и законами области к предметам ведения местного самоуправления, а также иные, не отнесенные законодательством к компетенции органов государственной власти.

2. К полномочиям местного сообщества могут быть также отнесены:
- отдельные государственные полномочия, возложенные на органы местного самоуправления законом;
- полномочия, переданные органами государственной власти на договорной основе;
- полномочия, переданные другими местными сообществами на договорной основе.

Статья 85

1. Структура и организационные формы местного самоуправления определяются местным сообществом на основании федеральных законов и законов области самостоятельно и закрепляются в положении (уставе) о местном самоуправлении данного местного сообщества.

2. Для реализации функций местного самоуправления местное сообщество образует выборные и иные органы местного самоуправления, выбирает и назначает должностных лиц местного самоуправления и наделяет их соответствующими полномочиями.

3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 86

1. Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы, находящиеся в границах территории местного сообщества, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, средства местного бюджета, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы, государственная собственность, переданная местному сообществу для осуществления отдельных государственных функций, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей местного сообщества.

2. Местное сообщество самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.

3. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

4. Местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Статья 87

1. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия законов по вопросам местного самоуправления и заключения соглашений и договоров между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в органах государственной власти области.

Статья 88

Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством и перед соответствующим местным сообществом. Виды и формы ответственности определяются законом.

Статья 89

Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом.

Глава 12. ОБЛАСТНОЙ И МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМЫ

Статья 90

1. Население области вправе участвовать в решении областных вопросов непосредственно путем референдума.

2. Областной референдум - общее голосование жителей области является высшим выражением их непосредственной власти. Он проводится для принятия решения по наиболее важным вопросам, входящим в компетенцию государственных органов области.

3. Принятые на референдуме решения могут быть отменены только референдумом и не ранее чем через год после принятия.

4. Областная Дума и администрация области могут проводить опросы населения (консультативные референдумы) по вопросам, которые вызывают неоднозначные решения. В тех же целях проводится обсуждение проблем области в средствах массовой информации.

5. Конкретный порядок и правила проведения областного референдума (народного голосования, обсуждения) определяются законом об областном референдуме.

Глава 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЛАСТИ

Статья 91

Основу экономической системы области составляют государственная, частная, муниципальная, кооперативная (акционерная) и иные формы собственности, предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами, настоящим Уставом и законодательством области.

Статья 92

1. Права всех собственников защищаются равным образом.

2. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им устанавливаются федеральными и областными законами.

Статья 93

Государственная собственность на территории области выступает в виде федеральной собственности, собственности области, собственности других субъектов Российской Федерации.

Статья 94

Собственность области включает непосредственно областную государственную собственность и муниципальную собственность входящих в нее местных территориальных образований.
К областной государственной собственности относятся:
- земельные участки;
- природные объекты (водоемы, леса, месторождения и др.);
- объекты инженерной инфраструктуры и другие соответствующие объекты;
- производственные и непроизводственные фонды предприятий и учреждений, созданные и приобретенные за счет средств области;
- объекты и имущество, переданные области от федеральных органов власти и органов власти других субъектов Российской Федерации;
- объекты, приобретенные на долевых началах;
- имущество областной Думы и администрации области как юридических лиц;
- имущество и объекты собственности, переданные в аренду, во временное и постоянное пользование, хозяйственное ведение, оперативное управление;
- средства бюджета области;
- средства внебюджетных фондов;
- валютные фонды;
- ценные бумаги и финансовые активы;
- ассигнования, поступившие из федерального бюджета и федеральных фондов;
- депозиты в банковских учреждениях;
- объект и имущество области, находящиеся за пределами области в соответствии с соглашениями, договорами или по другим основаниям и на основе федерального, областного и иного (в том числе иностранного) законодательства;
- имущество и доли в акционерных обществах (товариществах), созданные за счет средств областного бюджета;
- другие объекты, закрепленные в результате разграничения государственной собственности или передачи права распоряжения ею от федеральных органов власти.

Статья 95

Полномочия собственника областной собственности принадлежат законодательной (представительной) власти области.

Статья 96

Управление и распоряжение объектными и вещными правами, образующими областную собственность, осуществляет администрация области в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 97

Областная Дума и администрация области совместно с органами представительной и исполнительной власти административно - территориальных единиц разграничивают объекты собственности области на объекты областной собственности и объекты муниципальной собственности административно-территориальных единиц и определяют условия их управления и использования.

Статья 98

Органы государственной власти области могут передать объекты государственной областной собственности в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 99

1. Государственное имущество и финансовые (бюджетные) ресурсы, находящиеся в собственности области, не закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями, составляют казну области.

2. Казна области находится в управлении и распоряжении исполнительной власти - администрации области на основании областного законодательства.

Статья 100

1. Муниципальная собственность выступает в виде собственности городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований.

2. Средства местного муниципального бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.

Статья 101

1. В области земля может находиться в государственной, муниципальной, корпоративной (акционерной) или частной собственности.

2. Земля, не находящаяся в собственности граждан и юридических лиц либо муниципальной собственности, является государственной собственностью.

3. Владение, использование и распоряжение землей осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами области.

Статья 102

Определение перечня и установление статуса федеральных земельных и других природных ресурсов, расположенных на территории области, производится в соответствии с законодательством о совместном ведении Российской Федерации и области и взаимной договоренностью между федеральными и областными органами государственной власти.

Статья 103

Правовое регулирование земельных, лесных, водных отношений, отношений по использованию и охране недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами области.

Статья 104

1. Государственные органы области вправе проводить приватизацию и разгосударствление объектов собственности области без ущерба для интересов ее населения.

2. В соответствии с законом в области допускается переход в государственную собственность предприятий и учреждений иных организационно-правовых форм.

Статья 105

1. Состав собственности области, в том числе областной собственности, пообъектно фиксируется администрацией области в соответствующем Реестре с учетом изменений.

2. Реестр имущества и финансовых активов области не реже одного раза в год рассматривается и утверждается областной Думой.

Статья 106

1. В области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законом любых форм предпринимательской деятельности, обеспечиваются экономическая свобода и конкуренция, осуществляется антимонопольное регулирование.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения для хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и граждан.

3. На территории области обеспечивается свободное перемещение товаров, информации, финансовых средств и иного имущества при соблюдении законодательства Российской Федерации и нормативно - законодательных актов области.

Статья 107

1. Правовой режим имущества, являющегося собственностью Российской Федерации и ее субъектов, а также зарубежных государств, иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц, находящихся на территории области, определяется законом и договорами.

2. В области осуществляются меры, направленные на привлечение и защиту иностранных инвестиций.

Глава 14. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ОБЛАСТИ

Статья 108

Органы государственной власти области в соответствии со своими конституционными полномочиями и обязательствами субъекта Российской Федерации:
- участвуют в установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
- самостоятельно осуществляют на территории области финансовую, ценовую, бюджетную, налоговую, инвестиционную, кредитную политику, за исключением полномочий и предметов ведения, находящихся в ведении Российской Федерации;
- выполняют финансовые обязательства перед Российской Федерацией, определяемые федеральными законами, в том числе вносят в федеральный бюджет и федеральные фонды регионального развития федеральные налоги, сборы и платежи;
- получают из федерального бюджета и федеральных фондов финансовые трансферты, дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды, ассигнования на федеральные и межрегиональные программы, осуществляемые на территории области;
- пользуются централизованными кредитными ресурсами Центрального Банка России, в том числе льготными;
- привлекают внешние и внутренние займы под гарантии администрации области и гарантии Правительства Российской Федерации или Центрального Банка России, других банков, в том числе и коммерческих;
- формируют структуру бюджетной системы области;
- вводят в соответствии с общими принципами налогообложения в России свои областные налоги и сборы, зачисляемые в бюджет области;
- формируют и исполняют областной бюджет;
- формируют и исполняют областные внебюджетные и валютные фонды.

Статья 109

1. Финансовые ресурсы области составляют средства бюджета, местных бюджетов, внебюджетных фондов, финансовых ресурсов предприятий и учреждений, банков, страховых обществ, инвестиционных и иных фондов, общественных и религиозных организаций, населения, федеральных органов и учреждений, финансирующих свои мероприятия на территории области, иностранные инвестиции.

2. Финансовые ресурсы области могут на договорной основе объединиться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, а также с финансовыми ресурсами юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования совместных программ социально-экономического развития.

3. Органы законодательной и исполнительной власти области определяют общий баланс финансовых и кредитных ресурсов области и в пределах своих полномочий регулируют и контролируют их распределение и использование, в том числе и на федеральные нужды, в интересах социально-экономического развития области и на основе принципа равноправия всех субъектов Российской федерации во взаимоотношениях с федеральными органами власти.

Статья 110

Налоговые льготы по областным и местным налогам устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, области и правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 111

1. В области в соответствии с федеральными и областными законами создаются федеральные и региональные внебюджетные фонды.

2. Внебюджетные фонды, как правило, формируются за счет специальных внебюджетных источников.

Статья 112

Доходы бюджетной системы области формируются за счет государственных налогов и сборов, доходов от имущества области, трансфертов, дотаций, субвенций и бюджетных ссуд федеральных органов.

Статья 113

Бюджетный процесс, формирование и использование внебюджетных фондов в области регулируются федеральными законами, законами области. В законах о бюджетном процессе и положениях о внебюджетных фондах определяются состав, структура и сроки бюджетных посланий администрации, сроки и регламент рассмотрения бюджетных и финансовых законодательств в областной Думе, формы и сроки отчетности и финансово-бюджетного контроля.

Статья 114

1. Проекты консолидированного бюджета области, областного бюджета и областных внебюджетных фондов разрабатываются администрацией области и направляются в сроки, установленные законом области.

2. Консолидированный бюджет, областной бюджет и областные внебюджетные фонды утверждаются областной Думой, которая контролирует их исполнение администрацией области.

Статья 115

1. Взаимоотношения областного бюджета, бюджетов городов и районов области регулируются бюджетным и налоговым законодательством области.

2. Областной бюджет посредством регулирующих и закрепленных налогов, финансовой помощи, бюджетных ссуд, налоговой политики обеспечивает поддержку бюджетов органов местного самоуправления, достижение их полноты и сбалансированности.

Статья 116

Органы государственной власти области вправе требовать от Российской Федерации возмещения за счет федерального бюджета расходов и потерь бюджета области в случае принятия федеральными органами решений, повлекших за собой увеличение расходов или уменьшение доходов бюджетной системы области. Область гарантирует возмещение за счет областного бюджета расходов бюджетов органов местного самоуправления в случае принятия областными органами власти решений, повлекших за собой увеличение расходов или уменьшение доходов соответствующих бюджетов.

Статья 117

Администрация области самостоятельно осуществляет расходование средств областного бюджета, полученных дополнительно в ходе его исполнения, а также доходов, образующихся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах.

Статья 118

Кредитно-банковская система области регулируется законодательством Российской Федерации, Центральным Банком России и законодательством области.

Статья 119

1. Областная Дума по предложению администрации области определяет перечень уполномоченных банков, которые в соответствии с разработанной областью денежно-кредитной политикой действуют по поручению органов государственной власти.

2. Привлечение уполномоченных банков осуществляется для:
- обслуживания средств областного бюджета;
- обеспечения доступности информации для областной Думы и администрации области по поступлению и расходованию денежных средств бюджетных организаций;
- организации финансирования и кредитования приоритетных областных программ развития области по решению соответствующих органов;
- осуществления операций, связанных с выпуском, размещением и погашением ценных бумаг по поручению администрации области с целью регулирования денежного обращения;
- осуществления залоговых операций с целью получения кредитных ресурсов.

3. Органы государственной власти могут учреждать областные банки и банки органов местного самоуправления, участвовать в акционерной деятельности отечественных и иностранных банков.

Глава 15. ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, СПОРТ, КУЛЬТУРА
И НАУКА В ОБЛАСТИ

Статья 120

В области признается и поддерживается основополагающая роль воспитания, образования, спорта, культуры и науки в жизни и развитии общества, воспитании человека и гражданина.

Статья 121

1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач.

2. Родители вправе и обязаны содержать, обучать и воспитать детей, рожденных в браке и вне его. Труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспечения в порядке, предусмотренном законом.

3. В случае отсутствия или недееспособности родителей ребенка область в лице государственных органов берет на себя исполнение их обязанностей.

4. В области признается роль и значение концессий в сохранении религиозных и нравственных основ жизни общества. Пределы осуществления их прав определяются законом.

5. Любое ограничение прав граждан в сфере культуры, науки и образования устанавливается исключительно законом.

6. Непосредственное вмешательство в творческую деятельность, а также иные формы ограничения свободы творчества не допускаются, а являются основанием для обращения за судебной защитой.

Статья 122

Государственная политика в сфере культуры, спорта, науки и образования в области строится на основе:
а) патриотизма и взаимопонимания людей;
б) развития культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территории области;
в) уважения религиозных убеждений и чувств граждан;
г) гарантированности свободы творчества и всех форм образования;
д) содействия раскрытию творческого потенциала граждан;
е) обеспечения равенства прав граждан, социальных групп и организаций всех форм собственности и в создании, использовании и распространении научных, культурных и образовательных ценностей;
ж) государственной поддержки и развития системы образования, направленного на формирование культурного образа жизни и приобщения граждан к ценностям национальной и мировой науки и культуры;
з) исключения монополизма в сфере науки, культуры и образования;
и) сочетания бюджетных, коммерческих и благотворительных начал финансирования;
к) гласности, открытости и использования различных форм общественного обсуждения, экспертизы и конкурсов;
л) поощрения и налоговых льгот, способствующих деятельности по развитию науки и культуры, повышению образовательного уровня населения;
м) обеспечения защиты творческой деятельности и ее результатов.

Статья 123

1. На область в лице ее государственных органов возлагаются обязанности:
а) определять научную и культурно-образовательную политику, меры по ее реализации, охране семьи, материнства и детства, устанавливать приоритеты и льготы в этих сферах;
б) определять и обеспечивать культурно-образовательный минимум жизни населения, вводить областной образовательный стандарт и лицензирование образовательных учреждений;
в) обеспечивать свободный доступ к образовательным программам, духовным ценностям и благам науки и культуры;
г) сохранять и приумножать культурное достояние области, препятствовать незаконному вывозу и передаче права собственности на культурные ценности, требовать их возврата из любого незаконного владения;
д) содействовать профессиональной творческой деятельности, всемерной охране и защите авторских прав, социальному обеспечению, страхованию и защите прав и законных интересов научных и профессиональных творческих работников;
е) создавать условия для международного сотрудничества в сфере культуры, науки и образования и включения области в единое российское и мирное культурное пространство.

2. Порядок осуществления обязанностей, определенных в настоящей статье, устанавливается законом.

Статья 124

1. В области гарантируется бесплатность и доступность начального и среднего образования для любого ребенка школьного возраста на всей ее территории.

2. Органы государственной власти области способствуют развитию системы профессионального и высшего образования.

Статья 125

Органы государственной власти области создают за счет средств бюджета и внебюджетных средств фонды образования, науки, спорта и культуры и развивают конкурсную систему получения стипендий, премий, займов и дотаций с целью поощрения детей и увеличения доступности высшего образования, профессиональной творческой деятельности, охраны и использования исторических и культурных ценностей.

Статья 126

1. Для уникальных культурных ценностей в области устанавливается особый правовой режим объектов культурного достояния с включением их в Государственный реестр национального и культурного достояния области.

2. Внесенные в реестр объекты изымаются из гражданского оборота. Правовой режим данных объектов, их охрана, порядок ввоза и вывоза культурных ценностей и их хранения определяются законом.

Глава 16. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ

Статья 127

В области гарантируется право граждан на охрану здоровья и осуществляются меры по охране окружающей природной среды.

Статья 128

1. Государственные органы области определяют политику в сферах здравоохранения и охраны окружающей природной среды.

2. Политика органов государственной власти области в сферах здравоохранения и охраны окружающей природной среды строится на основе:
а) обеспечения государственной поддержки систем охраны природы, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, медицинского и экологического образования и просвещения;
б) создания системы стимулирования здорового образа жизни населения, занятий физической культурой и спортом, сохранения благоприятной для жизни окружающей природной среды;
в) обеспечения гражданам равных возможностей по получению медицинской помощи в любых государственных медицинских учреждениях;
г) развития системы социального медицинского страхования граждан;
д) обязательного лицензирования деятельности по оказанию медицинских услуг;
е) контроля за качеством окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов;
ж) предотвращения пагубных техногенных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
з) компенсации ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей природной среды.

Статья 129

1. В области обеспечивается государственный контроль за соблюдением законодательства по охране окружающей природной среды всеми предприятиями, организациями, учреждениями любой формы собственности.

2. В области создаются областные экологические фонды воспроизводства природных ресурсов, наследия будущих поколений, для экономического стимулирования природоохранных мероприятий и рационального ресурсопользования. Порядок образования и финансирования указанных фондов определяется действующим законодательством.

Статья 130

Органы государственной власти и местного самоуправления устанавливают лимиты, экологические стандарты использования природных ресурсов, нормативы платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляют налоговые и кредитные льготы при внедрении ресурсосберегающих технологий. Порядок их применения устанавливается законом.

Статья 131

Область согласовывает статус федеральных и вводит статус областных чрезвычайных санитарно-эпидемиологической и экологической ситуаций, экологического бедствия. Порядок введения режима зон чрезвычайных санитарно-эпидемиологической и экологической ситуаций и экологического бедствия устанавливается действующим законодательством.

Глава 17. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ

Статья 132

В области признаются и поддерживаются принципы и цели государственной молодежной политики и государственной политики в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, а также нуждающихся в государственной поддержке групп населения.

Статья 133

Органы государственной власти области содействуют осуществлению федеральных, региональных программ и иных мероприятий при проведении государственной молодежной политики и государственной политики в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, а также других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, путем принятия социальных программ областных законов.

Глава 18. ПРИНЯТИЕ УСТАВА (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) ОБЛАСТИ,
ПОПРАВКИ К УСТАВУ И ПЕРЕСМОТР УСТАВА

Статья 134

1. Устав области принимается в соответствии с Конституцией Российской Федерации на заседании областной Думы.

2. На заседании областной Думы Устав области принимается квалифицированным большинством (две трети от общего числа депутатов).

Статья 135

День голосования в областной Думе считается днем принятия Устава области.

Статья 136

Устав области вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 137

Правовые акты области, действовавшие на ее территории до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей Уставу области.

Статья 138

Предложения о поправках и пересмотре положений Устава области могут вносить председатель областной Думы, глава администрации области, 1/3 депутатов областной Думы, областной суд, арбитражный суд, прокурор области, а также не менее одной трети выборных органов местного самоуправления.

Статья 139

Поправки и предложения к Уставу области считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей депутатов от установленной численности областной Думы.

Статья 140

Закон области о внесении изменений и дополнений в Устав области вступает в силу после одобрения поправок и предложений к Уставу области не менее чем двумя третями выборных органов местного самоуправления.

Глава 19. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 141

Действие п. 1 ст. 31 Устава не распространяется на областную Думу первого созыва. Действие п. 3 ст. 32 Устава не распространяется на депутатов первого созыва.

Статья 142

В переходный период до установления системы новых органов местного самоуправления и формирования их в области на районные администрации продолжает распространяться действие Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации".

Статья 143

Главой администрации области в течение переходного периода до избрания главы администрации области в порядке, установленном Уставом, является лицо, осуществляющее эти обязанности на момент вступления в силу настоящего Устава.

Статья 144

До формирования в области выборных органов местного самоуправления действия ст. 140 распространяются на депутатов областной Думы.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru