Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение арбитражного суда Белгородской области от 18.05.2007 по делу № А08-1182/07
О признании недействительным решения в части отказа возмещения налога на добавленную стоимость.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2007 г. по делу № А08-1182/07-9

(извлечение)

Арбитражный суд Белгородской области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Спец-Лига" к Инспекции МНС РФ по г. Белгороду о признании недействительным решения № 6 от 11.01.2007 в части,

установил:

ООО "Спец-Лига" обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Инспекции ФНС РФ по г. Белгороду от 11 января 2007 года № 6 в части отказа возместить из федерального бюджета налог на добавленную стоимость в размере 963702 руб.
В заседании представитель заявителя поддержал требования, указав на неправомерность отказа в возмещении НДС, т.к. факт экспорта товара и оплаты его с НДС российским поставщикам подтвержден представленными документами и не оспаривается налоговой инспекцией. Считает также не соответствующим действительности вывод налоговой инспекции об отсутствии экономической выгоды от осуществления экспортных поставок продукции, указал на неправомерный вывод о занижении цены реализации только на основании прайс-листов некоторых фирм, реализующих запасные части, без учета положений ст. 40 НК РФ. Реализация запасных частей ниже цены приобретения вызвана необходимостью завоевания рынка. Подчеркнул, что после отмены первоначального решения дополнительная проверка фактически не проводилась, а решение принято по тем же документам, и что ранее НДС возмещался при тех же обстоятельствах.
Представитель налогового органа указал на необоснованность заявленных требований, считая правомерным отказ в возмещении НДС, т.к. формальное соблюдение требований статей 164, 165, 171, 172, 176 НК РФ не влечет за собой безусловности возмещения налогоплательщику сумм налога, если выявлена недобросовестность налогоплательщика, которая выразилась в намеренном занижении цены реализации продукции, а отсутствие экономической выгоды от осуществления экспортных поставок продукции и отрицательный баланс от хозяйственной деятельности не позволяют сделать вывод о добросовестности действий ООО "Спец-Лига". Указал на невозможность применения методов определения цены согласно ст. 40 НК РФ ввиду отсутствия официальных данных.
Изучив материалы дела, заслушав присутствующих, суд установил:
ООО "Спец-Лига" 18.05.2006 представило в ИФНС РФ по г. Белгороду налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за март и апрель 2006 года, а также полный пакет документов к этим декларациям в соответствии со ст. 165 НК РФ.
Указанные документы представлены в установленный срок, т.е. до истечения 180 дней со дня оформления таможенными органами грузовых таможенных деклараций на вывоз товаров в режиме экспорта.
Решением Инспекции ФНС РФ по г. Белгороду № 234 от 16.08.2006 подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0% по операциям при реализации товаров в сумме 4671259 руб., однако ООО "Спец-Лига" было отказано в возмещении НДС в размере 963702 руб. по декларации за апрель 2006 года.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Спец-Лига" в порядке ст. 139 НК РФ обратилось в Управление ФНС РФ по Белгородской области, в которой просило отменить решение ИФНС РФ по г. Белгороду № 234 от 16.08.2006 в части отказа в возмещении суммы НДС в размере 963702 руб.
Решением УФНС РФ по Белгородской области № 165 от 26.10.2006 было отменено решение ИФНС РФ по г. Белгороду № 234 от 16.08.2006 и назначена дополнительная проверка, проведение которой поручено ИФНС РФ по г. Белгороду.
Решением Инспекции ФНС РФ по г. Белгороду № 6 от 11.01.2007 подтверждена правомерность применения Обществом налоговой ставки 0% по операциям при реализации товаров на экспорт и отказано в возмещении НДС в размере 963702 руб. (л.д. 11 - 22, т. 1).
По мнению налоговой инспекции, у ООО "Спец-Лига" отсутствует разумная хозяйственная цель при заключении сделок с иностранным покупателем ЧП "СВ", поскольку она не обеспечивает прибыльности деятельности Общества, а наличие длительных хозяйственных связей с иностранным покупателем ЧП "СВ", занижение цены реализации экспортной продукции и, как следствие, отсутствие экономической выгоды от осуществления экспортных поставок продукции, и отрицательный баланс от хозяйственной деятельности не позволяют сделать вывод о добросовестности действий ООО "Спец-Лига".
Общество не согласно с указанным Решением, т.к. считает, что оно не соответствует действующему налоговому законодательству, правоприменительной практике, является противоречивым и, таким образом, нарушает право Общества на возмещение НДС по экспортированным товарам в апреле 2006 года.
Согласно п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров в режиме экспорта для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов предоставляются контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара - на счет налогоплательщика в российском банке, грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Таким образом, организация, заявляющая требование о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, обязана подтвердить факт отгрузки товара на экспорт, фактическую оплату своему поставщику суммы налога, на возмещение которой она претендует, и факт поступления денежных средств от иностранного покупателя на свой расчетный счет.
При этом указанные обстоятельства должны подтверждаться определенными документами, оформленными в установленном соответствующими нормативными актами порядке.
Для подтверждения факта экспорта допустимыми являются не любые доказательства, а прямопредусмотренные в пункте 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оспариваемые решения не содержат сведений о неподтверждении Обществом факта экспорта и поступления валютной выручки. Напротив, решением подтверждается факт экспорта товара и поступления выручки и правомерность применения налоговой ставки 0%.
Факт выпуска и вывоза груза за пределы таможенной территории в адрес ЧП "СВ", Украина, по контракту № 25 от 25.01.2006, поступления экспортной выручки подтвержден представленными документами: паспортом сделки, грузовыми таможенными декларациями с отметкой таможни о вывозе груза, выписками банка по лицевому счету, др., и не оспаривается налоговой инспекцией (л.д. 98 - 113, 130 - 140, т. 1, др.).
В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Факт оплаты услуг и запасных частей, поставленных российскими поставщиками (ООО "Рекардо", ЗАО "Тольяттинский завод автоагрегатов", ООО "ВИС-С-ресурс", ЗАО "ВолгаПромМаркет") в адрес заявителя, в том числе НДС - 963702 руб., подтвержден счетами-фактурами, платежными поручениями, выписками банка и не оспаривается налоговой инспекцией.
Какие-либо нарушения в оформлении документов не установлены.
В решении ИФНС РФ по г. Белгороду указано, что в процессе проведения контрольных мероприятий, осуществляемых в целях подтверждения обоснованности заявленных к налоговому вычету сумм НДС, которые должны быть уплачены в бюджет поставщиками, и легальности происхождения товаров, реализуемых на экспорт, были проверены все российские поставщики экспортированного товара, а также поставщики "по цепочке". В результате проверки установлено, что все российские поставщики экспортированного товара, а также поставщики "по цепочке" являются действующими, состоят на налоговом учете, являются плательщиками НДС, а факты исчисления предприятиями-поставщиками НДС в бюджет с выручки, полученной от ООО "Спец-Лига", нашли полное подтверждение.
Также, как следует из оспариваемого решения, в результате проведения ИФНС РФ по г. Белгороду контрольных мероприятий взаимозависимость между ООО "Спец-Лига" и ЧП "СВ", Украина, не установлена.
Оценивая обоснованность заявленной налогоплательщиком налоговой выгоды, следует исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. Предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В данном случае инспекция, оценивая представленные обществом документы, не оспаривает фактов оплаты обществом стоимости приобретенного у поставщика товара, включая налог, реализации этого товара в таможенном режиме экспорта, перечисления денежных средств в качестве оплаты иностранной фирмой товара на расчетный счет общества в российском банке, фактов искусственного занижения налогооблагаемой базы не установлено.
Как указано в абз. 1 п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами необоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", для принятия решения о деловой цели хозяйственной операции на основе оценки обстоятельств дела суд должен выявить намерения налогоплательщика в отношении экономического эффекта проведенной операции.
Таким образом, Пленум ВАС РФ подчеркивает, что реальный результат может не совпадать с расчетами и ожиданиями. Для вывода о наличии или отсутствии деловой цели важно, прежде всего, оценить именно направленность деятельности, а не ее результативность (прибыльность).
С учетом этой позиции следует оценивать, например, убыточные сделки или операции, изначально не рассчитанные на получение прибыли. Сами по себе эти факты не свидетельствуют об отсутствии деловой цели. Такие сделки могут быть направлены, в частности, на уменьшение убытков при снижении цены на неликвидный товар (например, сезонная распродажа).
Судам следует устанавливать, были ли у налогоплательщика разумные экономические или другие причины деловой (хозяйственной) направленности: налогоплательщик действительно намеревался получить прибыль, но допустил предпринимательский просчет или попал в негативную ситуацию на рынке; его намерения состояли в получении экономического эффекта в перспективе или опосредованно.
Экономический эффект, на который указывает Пленум ВАС РФ, может состоять не только в непосредственном получении прибыли, но должен быть направлен на получение прибыли в перспективе (путем развития или поддержания, сохранения хозяйственной деятельности), поскольку целью предпринимательской деятельности является все же прибыль, или на минимизацию убытков. В этом случае затраты налогоплательщика будут соответствовать критерию деловой цели.
Представленные заявителем документы (счета-фактуры, договоры, платежные поручения) свидетельствуют о фактическом совершении сделок, которые являются экономически оправданными, документально подтвержденными и направленными на извлечение дохода.
В пункте 6 названного Постановления Пленума ВАС РФ указано, что при отсутствии доказательств совершения налогоплательщиком и его контрагентами согласованных умышленных действий, направленных на неправомерное создание оснований для возмещения налога из бюджета, эти обстоятельства не могут свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика.
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, поэтому обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, возложена на налоговые органы.
Так, делая вывод о том, что ООО "Спец-Лига" реализовывало товары в адрес иностранного покупателя ЧП "СВ" в среднем на 60 - 70% ниже цен аналогичных товаров в Украине, налоговая инспекция использовала лишь прайс-листы некоторых фирм - реализаторов запасных частей к легковым автомобилям марки "ВАЗ", действующих в основном в г. Киев, без проведения каких-либо дополнительных мероприятий.
Как указано в решении № 234 от 16.08.2006, уровень мировых цен на экспортированные ООО "Спец-Лига" товары в ходе камеральной проверки не установлен, т.к. в издательско-информационной книге "Цена-Дайджест" цены на указанную группу товаров отсутствуют.
Порядок определения рыночных цен определен в ст. 40 НК РФ и согласно п. 1 ст. 40 цена товара, услуг, указанная сторонами сделки, пока не доказано обратное, соответствует уровню рыночных цен.
Факт реализации товара на экспорт по цене, которая ниже цены приобретения товара у российского поставщика, не означает отсутствия экономической выгоды и хозяйственного результата от заключенных обществом сделок, поскольку при расчете прибыли в стоимость приобретенного у российского поставщика товара не подлежит включению НДС, уплаченный обществом поставщику.
Более того, налоговой инспекцией не дана оценка пояснениям налогоплательщика о причине реализации запасных частей к автомобилям "ВАЗ" по цене ниже цены приобретения - это необходимость завоевания украинского рынка.
Довод налоговой инспекции о том, что гражданин Украины (Лебедев), являющийся учредителем ООО "Спец-Лига" и ООО "Оникс", оказывает непосредственное влияние на формирование результатов деятельности путем ценовой политики для товаров, экспортируемых на Украину, не подтвержден никакими доказательствами.
Само по себе такое обстоятельство, как учреждение гражданином Украины двух предприятий на территории России, в том числе и Общества - заявителя по данному делу, не может служить доказательством недобросовестности налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующий орган.
Налоговая инспекция не доказала недобросовестность налогоплательщика, наличие правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), поэтому заявленное требование подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине в размере 2000 руб. согласно ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с налоговой инспекции в пользу заявителя.
В заседании объявлялся перерыв с 17 по 18 мая 2007.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление удовлетворить.
Решение Инспекции ФНС РФ по г. Белгороду № 6 от 11.01.2007, проверенное на соответствие ст. 164, 165, 169, 171, 172 Налогового Кодекса РФ, в части отказа ООО "Спец-Лига" в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 963702 руб. признать недействительным.
Взыскать с Инспекции ФНС РФ по г. Белгороду в пользу ООО "Спец-Лига" 2000 руб. в возмещение расходов по госпошлине.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru