Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление главы администрации Белгородской обл. от 22.02.1995 № 129
"О социальных гарантиях, стимулировании труда и укреплении кадрами руководителей хозяйств АПК области"
(вместе с "Положением о материальном стимулировании руководителей и специалистов акционерных обществ, колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов области за достижение наивысших показателей", "Положением об областном внебюджетном фонде социальных гарантий руководителям хозяйств АПК", "Примерным Положением о внутрихозяйственных экономических отношениях, реализации прав собственников - владельцев земельных и имущественных паев")

Официальная публикация в СМИ:
"Официальный вестник", № 3-4, 1995


Утратил силу в связи с изданием постановления губернатора Белгородской области от 24.12.2003 № 217.
   ------------------------------------------------------------------

Введен в действие с 22 февраля 1995 года (пункт 8 данного документа).



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 1995 г. № 129

О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ, СТИМУЛИРОВАНИИ
ТРУДА И УКРЕПЛЕНИИ КАДРАМИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВ АПК ОБЛАСТИ

Осуществление коренных социально-экономических преобразований, развитие рыночных отношений в сельскохозяйственном производстве в значительной степени зависит от профессиональной компетентности кадров специалистов, и в первую очередь руководителей предприятий.
В целях создания условий для привлечения в сельскохозяйственное производство руководителей с высоким уровнем квалификации, обладающих организаторскими и деловыми качествами, способных эффективно влиять на рост экономики предприятий и благосостояния их членов, постановляю:

1. Одобрить Рекомендации по оплате труда руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, разработанные специалистами комитета сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации области.
Главам администраций районов и городов, комитету сельского хозяйства, продовольствия и торговли предложить акционерным обществам, колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, совхозам рассмотреть Рекомендации и принять их на общих собраниях в первом квартале 1995 года (приложение № 1).

2. Утвердить Положение о материальном стимулировании руководителей и специалистов акционерных обществ, колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов области за достижение наивысших показателей (прилагается).
Управлению финансов и налоговой политики администрации области (Головин Н.Д.) создать резервный фонд премирования руководителей и специалистов хозяйств АПК.

3. Главам администраций районов и городов провести необходимую организаторскую работу по использованию в практике акционерных обществ, колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов заключение с руководителем трудового договора (контракта) (приложение № 2).
При внедрении контрактной системы назначения руководителей хозяйств обеспечить соблюдение гарантий и социальных льгот, предусмотренных настоящим постановлением.

4. Создать областной внебюджетный фонд социальных гарантий руководителям хозяйств АПК. Утвердить положение о фонде (прилагается).
Первому заместителю главы администрации области Иваненко В.И., заместителю главы администрации области Щербаченко С.Е., начальнику управления финансов и налоговой политики администрации области Головину Н.Д. определить необходимые объемы средств и источники финансирования фонда социальных гарантий руководителям хозяйств АПК, до 1.03.95 г. открыть расчетный счет.

5. Утвердить Положение о формировании резервного общехозяйственного фонда земельных долей и имущественных паев акционерных обществ, сельхозкооперативов, колхозов области (прилагается).
Глава администраций районов и городов внести на рассмотрение очередных собраний коллективных хозяйств данное Положение и выработать механизм контроля за его реализацией.

6. Комитету сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации области разработать мероприятия по подготовке резерва руководящих кадров и повышению квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий области, определить базовые хозяйства для проведения стажировки слушателей и назначить ответственных лиц за ее организацию.
Принять предложение Белгородской государственной сельскохозяйственной академии об организации на ее базе до 1 апреля 1995 года постоянно действующих курсов по подготовке резерва руководителей сельскохозяйственного производства.
Управлению финансов и налоговой политики администрации области (Головин Н.Д.) за счет средств областного бюджета обеспечить финансирование курсов по подготовке резерва руководителей сельскохозяйственного производства по смете расходов, представленной сельскохозяйственной академией.

7. Утвердить Примерное положение о внутрихозяйственных экономических отношениях, реализации прав собственников - владельцев земельных и имущественных паев (прилагается).
Комитету сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации области до 1 марта 1995 года провести необходимую работе по принятию в коллективах хозяйств АПК положений о внутрихозяйственном расчете на основе данного Примерного положения.
Выработать систему мер контроля за внедрением внутрихозяйственного расчета, подведения итогов его функционирования в хозяйствах.
Первому заместителю главы администрации области Иваненко В.И. до 1 марта 1995 года заключить с областным комитетом государственной статистики договор об учете и представлении полугодовой отчетности о внедрении внутрихозяйственного расчета в области. Предложения по льготному налогообложению, кредитованию, дотациям хозяйствам вносить только с учетом результатов этой работы.

8. Постановление вводится в действие со дня подписания. Условия социальных гарантий распространяются только на руководителей сельскохозяйственных предприятий, работающих на момент принятия данного постановления, с учетом общего стажа работы руководителем.
Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.

Глава администрации области
Е.САВЧЕНКО





Приложение № 1
к постановлению
главы администрации области
от 22 февраля 1995 г. № 129

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Настоящие рекомендации вводятся в целях упорядочения оплаты труда руководителей сельскохозяйственных предприятий.

2. В условиях перехода к рыночным отношениям, приватизации и реорганизации предприятий в агропромышленном комплексе колхозы и совхозы по характеру производственных отношений становятся коллективными товаропроизводителями (акционерными обществами, товариществами, кооперативами и т.п.). Существенно меняются функции и служебные обязанности руководящих работников и специалистов этих формирований, порядок назначения руководителей, образование источников средств на их содержание, показатели, условия оплаты их труда. Предприятия - учредители заключают с ними договор - контракт.

3. Основополагающим в организации труда в условиях внутрихозяйственной аренды является принцип, когда средства на нее работниками, занятыми на любых участках и в структурных подразделениях, руководителями и специалистами хозяйства, должны быть заработаны.

4. Реализация принципа равной заинтересованности одновременно предусматривает фактическую дифференциацию заработка каждого работника в зависимости от результатов деятельности первичного хозрасчетного коллектива, личного трудового вклада и экономического состояния предприятия в целом.

5. С учетом этих обстоятельств оценка труда руководителя должна осуществляться по показателю, характеризующему конечные результаты его производственной деятельности. Такими показателями могут быть объем реализации (производства) продукции в сопоставимых ценах, валового дохода (прибыли).

6. Оплата труда руководителей состоит из двух частей - постоянной, представляющей собой должностной оклад, ежемесячно начисленный в виде аванса, и переменной - в виде поощрения, размер которого зависит от финансовой деятельности хозяйства и должен быть тесно увязан с достижением наиболее важных для данного хозяйства показателей (увеличением производства продукции, улучшением ее качества, повышением товарности, приростом прибыли, ростом производительности труда).

7. Переменная часть оплаты труда руководителей начисляется в виде надбавок, премии, доплат и выплачивается по периодам или в конце года за достижение определенных показателей. При этом уровень оплаты труда руководящих работников призван отвечать двум основным условиям, в максимальной степени стимулировать труд указанных работников с учетом их вклада в производство и его размеров; обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы.

8. Максимальный уровень оплаты труда предельными размерами не ограничивается и зависит только от результатов финансово - хозяйственной деятельности предприятия, личного трудового вклада работника.

9. Руководители и специалисты, работающие в составе хозрасчетных подразделений, получают аванс в процентах или с учетом коэффициента от среднего заработка своих работников.

10. Руководитель хозяйства получает заработную плату в процентах или коэффициентах от среднего заработка руководителей структурных подразделений.

11. Расчет коэффициентов или процентов производится конкретно по каждому хозяйству, исходя из фактических данных за предшествующие 2 - 3 года расчетному.

12. При такой форме оплаты материальное поощрение, применяемое для механизаторов и работников животноводства, автоматически распространяется и на руководителей.

13. Главные специалисты хозяйства общехозяйственного назначения получают оплату в процентах от заработка руководителя, которые рассчитаны исходя из штатного расписания, или соотношения, предусмотренного схемой должностных окладов в соответствии с постановлением от 17.09.1986 № 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства".

14. Отраслевые главные специалисты получают зарплату от среднего заработка, сложившегося в отрасли: главный агроном - от отрасли растениеводства, главный зоотехник - от отрасли животноводства.
Например, в хозяйстве бригадир комплексной бригады получает от среднего заработка 1 работающего бригады с коэффициентом 1,2, агроном - с коэффициентом 1,1, зоотехник - с коэффициентом 1,05.
Руководитель хозяйства получает заработную плату от среднего заработка бригадиров с коэффициентом 1,42.
В хозяйстве 3 комплексные бригады, средняя заработная плата 1 работающего в 1-й бригаде за ноябрь месяц составила 150 тыс. руб., во второй - 140 тыс. руб., в третьей - 160 тыс. руб. Заработная плата бригадира 1-й бригады равна 180 тыс. руб. (150 тыс. руб. x 1,2 = 180 тыс. руб.), 2-й бригады - 168 тыс. руб. (140 тыс. руб. x 1,2 = 168 тыс. руб.), 3-й бригады - 192 тыс. руб. (160 тыс. руб. x 1,2 = 192 тыс. руб.).

Зарплата руководителя составит 256 тыс. руб.
180 + 168 + 192
(--------------- x 1,42 = 180 тыс. руб. x 1,42 = 256 тыс. руб.)
3

Главные специалисты (главный бухгалтер, главный экономист хозяйства получают 80% от руководителя, их ежемесячная зарплата составит 205 тыс. руб. (256 тыс. руб. x 80% = 205 тыс. руб.).
Заработная плата работников отрасли растениеводства сложилась в ноябре месяце 170 тыс. руб., животноводства - 160 тыс. руб. Коэффициент главного агронома рассчитан 1,3, главного зоотехника - 1,25, следовательно, заработная плата главного агронома составит 221 тыс. руб. (170 тыс. руб. x 1,3 = 221 тыс. руб.), заработная плата главного зоотехника - 200 тыс. руб. (160 x 1,25 = 200 тыс. руб.).

15. Вознаграждение или окончательный расчет с руководителями и главными специалистами хозяйства рекомендуется производить, исходя из средней доплаты, сложившейся в хозрасчетных подразделениях хозяйства.
Для руководителей и специалистов обслуживающих подразделений могут применяться и другие варианты оплаты труда, например, от хозрасчетного дохода обслуживающих предприятий, устанавливаемого в порядке, предусмотренном для специалистов хозяйства.
Окончательный расчет с руководителями и специалистами обслуживающих подразделений производится с учетом выполнения обязательств (заданий) по количественным и качественным показателям работы этих подразделений или по результатам и показателям, разработанным в каждом обслуживающем подразделении.

Натуральные формы материального стимулирования

В условиях перехода к рыночным отношениям и острого недостатка денежных средств для выдачи заработной платы следует расширять практику применения натуральных форм оплаты труда.
Вместо продажи продукции сельского хозяйства рабочим, руководящим работникам и специалистам хозяйств на заработанный рубль рекомендуется разработать на важнейшие виды сельскохозяйственных работ показатели и условия натуральной оплаты труда. При этом хозяйства не выплачивают налог на добавленную стоимость со стоимости натуральной оплаты.
Согласно п. 6 Указа Президента РФ от 11 декабря 1993 года № 2129 "О регулировании некоторых вопросов налогообложения физических лиц с 1994 года" стоимость продукции собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, реализованной в счет натуральной оплаты и натуральных выдач, не превышающая пятидесятикратного размера установленной законом минимальной оплаты труда, не включается в совокупный доход и подоходным налогом не облагается.
Сельскохозяйственная продукция, выдаваемая в качестве натуральной оплаты труда, включается в доход работника, с которого взимается подоходный налог и производятся другие отчисления. Натуральная оплата труда учитывается при расчете среднего заработка для оплаты очередного отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, а также для начисления пенсий.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.





Утверждено
постановлением
главы администрации области
от 22 февраля 1995 г. № 129

ПОЛОЖЕНИЕ
О МАТЕРИАЛЬНОМ СТИМУЛИРОВАНИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
И СПЕЦИАЛИСТОВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, КОЛХОЗОВ,
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ, СОВХОЗОВ ОБЛАСТИ ЗА
ДОСТИЖЕНИЕ НАИВЫСШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

1. Премирование производится по итогам работы за год.

2. Премии выплачиваются руководителям, специалистам хозяйств АПК за увеличение товарного выпуска продукции животноводства и растениеводства без снижения поголовья скота и птицы.

3. Сумма премии исчисляется в размере 5 процентов от достигнутого уровня прироста товарной продукции, произведенной хозяйством, по средневзвешенным ценам на каждый вид продукции.
Размер цены определяется комитетом сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации области.

4. Начисление премии производится:
по представлению управления сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации района с экономическим обоснованием по каждому предприятию с утверждением данного представления главой администрации района в комитет сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации области;
экспертная оценка представлений делается комитетом сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации области с подготовкой соответствующего проекта постановления главы администрации области в пятидневный срок.

5. Управление финансов и налоговой политики администрации области в соответствии с постановлением главы администрации области в 3-дневный срок перечисляет на счета районных бюджетов установленные суммы премиальных средств.

6. До 30 процентов средств из начисленного премиального фонда для конкретного хозяйства выделяется целевым направлением на премирование его руководителя.
Конкретный размер премии определяет глава администрации района по представлению начальника управления сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации района.
Премия руководителю хозяйства выплачивается по постановлению главы администрации района в бухгалтерии администрации.

7. Оставшаяся сумма премиального фонда перечисляется на расчетный счет хозяйства с предоставлением права его руководителю определять размеры премирования заместителей и специалистов.

8. Премиальный фонд выплачивается из областного бюджета, для чего управление финансов и налоговой политики администрации области создает годовой резервный фонд премирования руководителей и специалистов хозяйств АПК.

9. Контроль за правильностью начисления и распределения премий специалистам в хозяйствах возлагается на глав администраций районов (городов).





Утверждено
постановлением
главы администрации области
от 22 февраля 1995 г. № 129

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЛАСТНОМ ВНЕБЮДЖЕТНОМ ФОНДЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
РУКОВОДИТЕЛЯМ ХОЗЯЙСТВ АПК

1. Цели и задачи фонда

1. Фонд создается в целях формирования стабильного корпуса руководителей хозяйств, комплектования его кадрами с высоким уровнем квалификации и деловыми качествами.

2. Фонд обеспечивает социальные гарантии руководителям хозяйств по этапам их эффективной деятельности в стабилизации экономики и росте сельскохозяйственного производства, руководимыми коллективами.

2. Виды и формы социальных гарантий

1. Ежемесячные надбавки руководителям хозяйств за стаж работы в должности руководителя самостоятельного сельскохозяйственного предприятия, являющегося юридическим лицом.

   ---------------------------------T-------------------------------¬

¦ При стаже работы: ¦ Размер надбавки (кратность ¦
¦ ¦ к МРОТ в РФ) ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦ до 5 лет ¦ 1 ¦
¦ до 10 лет ¦ 2 ¦
¦ до 15 лет ¦ 3 ¦
¦ до 20 лет ¦ 4 ¦
¦ свыше 20 лет ¦ 5 ¦
L--------------------------------+--------------------------------


2. По итогам работы 5 лет - выплата 50% стоимости имеющегося жилья.

3. По итогам работы 10 лет - выплата 100% стоимости имеющегося жилья или выделение средств на строительство жилья из расчета 25 квадратных метров на одного члена семьи в любом поселении в пределах Белгородской области, а также беспроцентной ссуды для приобретения легкового автомобиля в личное пользование со сроком погашения ее не менее 5 лет.

4. При уходе на пенсию руководителям хозяйств, проработавшим в этой должности не менее 10 лет, устанавливаются социальные льготы по оплате коммунальных услуг, лекарственному обеспечению, проезду на общественном транспорте и другие, предусмотренные специальным постановлением главы администрации области.

3. Критерии оценки обеспечения социальными гарантиями

1. Оценочные показатели:
рост совокупной товарной массы продукции растениеводства и животноводства в натуральном выражении, включая личное подворье акционеров хозяйства, выполнение производственной программы и достижение уровня производства и поставок по основным показателям, сложившегося за последние 3 года.

4. Механизм получения социальных гарантий

1. Комитет сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации области ежегодно до 1 декабря уточняет оценочные показатели и направляет их главам администраций районов и городов в форме "Экономическая справка - представление".

2. Главы администраций районов и городов совместно с заинтересованными службами делают экспертную оценку деятельности руководителей хозяйств и дату представление на каждого руководителя хозяйства до 10 января следующего за отчетным года с расчетом балансовых затрат по району.

3. Комитет сельского хозяйства, продовольствия и торговли совместно с управлением финансов и налоговой политики администрации области анализируют представленные материалы, дают заключение и авансируют бюджеты районов и городов для выплаты установочных социальных гарантий руководителям хозяйств.
   --------------------------------

МРОТ - минимальный размер оплаты труда





Утверждено
постановлением
главы администрации области
от 22 февраля 1995 г. № 129

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОРМИРОВАНИИ РЕЗЕРВНОГО ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННОГО ФОНДА
ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПАЕВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ,
СЕЛЬХОЗКООПЕРАТИВОВ, КОЛХОЗОВ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

В целях совершенствования организационно-экономического механизма функционирования новых форм предпринимательства, привлечения высококвалифицированных специалистов для работы по дальнейшему углублению реформ в отношениях собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей и повышения их ответственности, а также морального и материального стимулирования за результаты деятельности в каждом сельскохозяйственном предприятии рекомендуется создать резервный общехозяйственный фонд земельных и имущественных паев.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" собственник земельных долей и имущественных паев имеет право распорядиться по своему усмотрению, в частности:
продать другим собственникам долей и паев сельскохозяйственного предприятия или предприятию в целом;
подарить, завещать на определенных условиях любому физическому
лицу или предприятию (юридическому лицу);
внести право пользования земельной долей и имущественный пай в качестве учредительного взноса в уставный фонд предприятия и быть на правах действительного члена этого предприятия или членом - вкладчиком. При прибыльной работе предприятия внесший право пользования своей земельной долей и имущественный пай получает дивиденды, при убыточной работе он несет ответственность за убытки в пределах своего пая и при больших убытках может лишиться своей земельной доли и имущественного пая.
Пенсионерам или работникам других предприятий, являющимся собственниками земельных долей или имущественных паев, рациональнее продать свою собственность, завещать или подарить физическому или юридическому лицу на определенных условиях, заключив при этом договор.

2. Цели создания резервных
общехозяйственных фондов земельных долей и
имущественных паев

Целями создания резервных общехозяйственных фондов земельных долей или имущественных паев являются наделение ими вновь принятых на работу в сельхозпредприятие высококвалифицированных специалистов, а также избранных руководителей сельхозпредприятия и его структурных подразделений.

3. Формирование резервных
общехозяйственных фондов земельных
долей и имущественных паев

Резервный общехозяйственный фонд земельных долей и имущественных паев может формироваться за счет:
невостребованных земельных и имущественных паев в случае смерти собственника или выбытия за пределы сельскохозяйственного предприятия в соответствии с действующим законодательством;
купли - продажи с единовременной выплатой стоимости земли или пожизненными платежами;
завещания, дарения при условиях, определенных договором, оказания услуг за счет сельхозпредприятия, ритуальных услуг;
за счет резервного земельного фонда района;
за счет свободных земель, арендуемых данным предприятием и не находящихся в коллективно-долевой и коллективной совместной собственности.
Купля - продажа, завещание, дарение земельных долей и имущественных паев осуществляется на основании договора.
Формирование земельного фонда за счет резервного районного фонда и свободных земель, арендуемых данным сельхозпредприятием, осуществляется по решению администрации района и города.
Резервный общехозяйственный фонд земельных долей и имущественных паев в сельскохозяйственном предприятии учитывается отдельно.

4. Использование резервного
общехозяйственного фонда земельных
долей и имущественных паев

Общехозяйственный фонд земельных долей и имущественных паев формируется в течение года и перераспределяется один раз в год после завершения сельскохозяйственного года. Нераспределенная часть остается переходной на следующий год и не подлежит перераспределению между всеми членами коллектива. Прибыль, получаемая от земельных долей и имущественных паев, находящихся в общехозяйственном фонде, используется для покупки этих долей и паев и других общественных нужд и не распределяется на дивиденды между членами коллектива.
По предложению правления акционерного общества, колхоза, кооператива общее собрание решает вопрос о наделении бесплатно земельными долями и имущественными паями работников акционерного общества, специалистов, руководителей подразделений в зависимости от стажа работы в данном хозяйстве и если они не имеют земельных долей и имущественных паев в других хозяйствах. За плату приобретаются земельные доли и имущественные паи на основании существующего законодательства.
Руководителю акционерного общества, колхоза, кооператива земельные доли и имущественные паи выдаются согласно заключенному с ним трудовому договору (контракту).
Примечание. Сделки, совершаемые с земельными долями и имущественными паями, удостоверяются в нотариальном порядке (форма договора купли - продажи земельной доли прилагается).





Утверждено
постановлением
главы администрации области
от 22 февраля 1995 г. № 129

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ,
РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ - ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПАЕВ

1. Общие положения

1.1. Введение экономических внутрихозяйственных отношений между подразделениями сельхозпредприятий имеет конкретные цели;
наделение подразделений реальными правами на владение долей в общественном имуществе и распоряжение результатами труда в рамках заключения хозяйственных договоров, переход на преимущественно экономические методы управления, усиление материальной заинтересованности и ответственности за результаты хозяйственной деятельности. И в этой связи: увеличение производства продукции, повышение ее качества, снижение затрат, рост общественных и личных доходов членов сельхозпредприятий, работающих в подразделениях.

1.2. Взаимоотношения между внутрихозяйственными подразделениями и правлением сельхозпредприятия строятся на договорных отношениях. Внутрихозяйственные подразделения несут ответственность за выполнение условий договора по производству и продаже продукции. В случае невыполнения договорных обязательств подразделения возмещают ущерб и уплачивают штраф в размере стоимости недополученной продукции по ценам реализации.

1.3. Правление сельхозпредприятия передает внутрихозяйственному подразделению причитающуюся согласно долевому распределению часть собственности хозяйства, материализованную в постройках, оборудовании, технике. Другая часть основных средств, не принадлежащих членам подразделения на правах долевой собственности, арендуется у членов сельхозпредприятий, имеющих долю собственности в этом подразделении, которые получают в конце года дивиденды за основные средства от этого подразделения согласно Положению о распределении фондов сельхозпредприятия.

1.4. Главной задачей внутрихозяйственного подразделения является получение прибыли, обеспечивающей ведение расширенного производства и высокий социальный уровень населения.

2. Внутрихозяйственные договорные отношения

2.1. Основу экономических отношений в реформированных предприятиях составляют внутрихозяйственные договоры самостоятельных первичных подразделений. Эта система включает:

1). Договорные отношения между самостоятельными внутрихозяйственными подразделениями и руководством сельхозпредприятия;

2). Договоры самостоятельных внутрихозяйственных подразделений между собой;

3). Договорные отношения внутри каждого самостоятельного внутрихозяйственного коллектива.

2.2. Основными причинами формирования системы договорных отношений являются:
рациональная специализация и разумное разделение труда в рамках реформированного предприятия;
хозяйственная самостоятельность первичных подразделений в процессе производства, возможность самостоятельного развития производственной и социальной сферы;
ответственность самостоятельных товаропроизводителей за результаты своей производственной и финансовой деятельности перед коллективом подразделения и реформированным предприятием;
предоставление права первичным производителям выступать в качестве собственника произведенной продукции и полученных ими доходов;
оптимальное соотношение прав в области управления и организации производства между руководством предприятия и внутрихозяйственными производителями;
переход от директивных к преимущественно экономическим методам управления первичными самостоятельными коллективами со стороны органов управления сельхозпредприятия.

2.3. Важной стороной договорных отношений в каждом сельхозпредприятии является их направленность, необходимость рационального использования имеющихся ресурсов и охрана окружающей среды. В договорах стороны должны взять на себя обязательства о недопущении загрязнения земельных угодий и окружающей среды. В случае нарушения этого положения они обязаны за счет собственных средств возместить ущерб, нанесенный природе, и провести необходимый комплекс работ по ее восстановлению.

3. Права и обязанности
внутрихозяйственного подразделения

3.1. Внутрихозяйственное подразделение имеет право:
распоряжения произведенной продукцией после выполнения обязательств сельхозпредприятия (по формированию государственных продовольственных фондов), а также создания общехозяйственных фондов и резервов в соответствии с решением общего собрания трудового коллектива;
реализации произведенной продукции по своему усмотрению, остающейся после выполнения принятых обязательств;
получения доходов от реализации продукции как внутри предприятия, так и за его пределами;
распоряжения долей дохода, остающегося после покрытия материальных затрат и выплат по своим обязательствам перед сельхозпредприятием, распределения ее на фонд потребления (оплата труда, расходы на социальные нужды) и накопления (затраты на капитальные вложения производственного и не производственного назначения);
использования части произведенной продукции в виде натуральной оплаты;
принимать решения по вопросам организации производства и оплаты труда членов подразделения, не противоречащие Уставу сельхозпредприятия и Положению об оплате труда.

3.2. Внутрихозяйственные подразделения обязаны:
выполнять положения Устава сельхозпредприятия, решения общих собраний, правлений и ревизионной комиссии сельхозпредприятия;
своевременно выполнять договорные обязательства перед правлением сельхозпредприятия и другими внутрихозяйственными подразделениями;
проводить работы и оптимальные агротехнические сроки, осуществлять мероприятия, обеспечивающие снижение материальных трудовых затрат;
возмещать ущерб от невыполнения принятых обязательств по договору. Компенсация ущерба не освобождает стороны от выполнения принятых обязательств кроме случаев, связанных со стихийными бедствиями;
подразделения, за которыми закреплены земельные угодья, вносят средства для уплаты сельхозпредприятием земельного налога;
перечислять денежные средства для общехозяйственных потребностей на:
финансирование производственных и непроизводственных капитальных вложений общего назначения в соответствии с объемами, определяемыми ежегодно правлением сельхозпредприятия;
содержание производственных и непроизводственных объектов общехозяйственного назначения (за вычетом получаемых им фондов);
погашение задолженности банком по долгосрочным ссудам, полученным до преобразования хозяйства, а в следующем - для общественных нужд;
покрытие долгов сельхозпредприятия по обязательствам, взятым до его образования;
создание резервного фонда на случай неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий;
выплату процентов (дивидендов) по паям;
другие расходы в соответствии с решением правления и собрания.
Кроме того, создается фонд сельскохозяйственной продукции для общественного питания и реализации ее работникам подразделений и социальной сферы, пенсионерам.
Потребность в средствах на содержание общехозяйственного аппарата управления устанавливается из расчета определенного процента от валового фонда сельхозпредприятия.

3.3. Внутрихозяйственные подразделения несут ответственность за:
выполнение договорных обязательств перед правлением сельхозпредприятия и между собой;
организацию производственной деятельности на основе самоокупаемости и самофинансирования;
сохранность основных средств и имущества подразделения;
рациональное использование земли, техники;
соблюдение правил техники безопасности, противопожарной защиты;
состояние защиты окружающей среды, производственной санитарии;
первичный бухгалтерский учет в подразделении;
финансовое состояние подразделения.

4. Производственно - хозяйственная
деятельность подразделений

4.1. Прогнозирование деятельности подразделений осуществляется на основе бизнес - плана сельхозпредприятия, разработанного с учетом рыночной экономики.

4.2. Обязательные поставки для формирования государственных продовольственных ресурсов на основе заключенных контрактов определяются для подразделений правлением, исходя из объемов, определенных сельхозпредприятием, равнонапряженными заданиями с учетом их производственного потенциала (обеспеченности землей, основными фондами и трудовыми ресурсами).

4.3. Структура и объем производства продукции устанавливается коллективом подразделения, исходя из его специализации, а в обслуживающих производствах (центральные ремонтные мастерские, автогараж, строительный цех и другие) - на основе договоров с правлением сельхозпредприятия, в последующем же - с внутрихозяйственными подразделениями.

4.4. После выполнения своих договорных обязательств перед внутрихозяйственными подразделениями или их срочных заявок и заказов обслуживающие производства вправе принимать к исполнению работу (услуги) сторонних организаций и предприятий.

4.5. Производственные планы (прогнозы) подразделений разрабатываются их коллективами и согласовываются с соответствующими главными специалистами предприятия.
Бизнес - план сельхозпредприятия утверждается общим собранием.

5. Внутрихозяйственные договорные цены

5.1. Система внутрихозяйственных экономических отношений в сельхозпредприятии требует более широкого использования договорных цен, существенно отличающихся по содержанию от прежних внутрихозяйственных расчетных цен. Основное различие должно состоять в том, что внутрихозяйственные договорные цены должны содержать в себе не только фактические или нормативные затраты, но и предусматривать определенный процент накоплений (уровень рентабельности) для самостоятельного развития каждого конкретного первичного коллектива.

5.2. При функционировании самостоятельных первичных подразделений целесообразен единый подход формирования договорных цен для всех подразделений или их однородных групп. При установлении конкретного процента накоплений (рентабельности) следует учитывать, что предельный его размер целесообразно устанавливать на уровне среднего размера по хозяйству в целом. Кроме того, обязательным условием является создание стабилизационного фонда для индексирования и регулирования внутрихозяйственных договорных цен. Данный фонд может создаваться путем дифференцированных отчислений от фактической выручки производственных коллективов (от 2 до 12% в зависимости от рентабельности) или за счет дотаций, отчислений высокорентабельных производств, хранения централизованных средств на депозитах в банках.

5.3. Договорные цены на продукцию и услуги, определенные с учетом фактически сложившихся (или нормативных) затрат (или цены приобретения), могут рассчитываться с включением следующих норм рентабельности:
в кормопроизводстве, продуктивном животноводстве (при передаче скота в другие группы) и некоторых других, где фактические затраты коллектива в производстве данной конкретной продукции определяющие, норма рентабельности устанавливается более высокой - в пределах до 50% к себестоимости. В высокорентабельных хозяйствах норма рентабельности может устанавливаться на уровне сложившейся в среднем по предприятию, отрасли или конкретному подразделению;
норма рентабельности в производственных структурах, выполняющих посреднические функции (связанные с приобретением ГСМ, запчастей, их доставкой, хранением и реализацией), должна быть невысокой - в пределах 10-15%;
продукция, работы и услуги, выполненные вспомогательными и обслуживающими подразделениями хозяйства (ремонтные, транспортные, строительные, бытовые и др.), могут включать норму рентабельности от 15 до 40% к себестоимости в зависимости от важности сферы этой деятельности в конкретном предприятии и собственных затрат работников коллективов производстве данного вида продукта. Например, доля собственных усилий работником кирпичного завода в производстве кирпича, несомненно, выше, чем у работников комбикормового завода в производстве комбикормов.

6. Формирование и распределение доходов

6.1. Формирование дохода первичных производственных подразделений и предприятий в целом осуществляется за счет реализации произведенной продукции (работ, услуг) по договорным рыночным ценам (применительно ко времени фактической реализации), установленных государственных дотаций на продукцию, средств, полученных от продажи ценных бумаг, и других источников. Сырье, оборудование, техника, семена, продуктивный и рабочий скот, другие материальные ресурсы приобретаются по договорным ценам или ценам, действующим в данный период на государственных предприятиях.

6.2. Продукция собственного производства, непосредственно используемая предприятием (семена, грубые и сочные корма, зернофураж и комбикорма, строительный материал собственного производства, услуги и др.), продается по договорным ценам. Их уровень должен позволять обеспечивать нормальный процент рентабельности (30-50), материальный интерес производителя и финансовое обеспечение для дальнейшего развития отрасли.

6.3. При реализации произведенных кормов по соглашению договаривающихся сторон цена может устанавливаться и на уровне себестоимости при условии совместного участия полеводов и животноводов в распределении прибыли от полученной продукции.

6.4. Доля дохода, ежегодно отчисляемая первичными производственными подразделениями в централизованный фонд сельхозпредприятия, определяется с учетом затрат на содержание социально-бытовой сферы, центральных служб, дальнейшее развитие производства (в развитии которого заинтересованы первичные подразделения), отчислений в бюджет земельного налога, возврата кредитов и процентов по ним, выплаты дивидендов на имущественный пай, создания стразовых резервов и т.д. В зависимости от конкретных условий функционирования сельхозпредприятия и его возможностей размер отчислений в единый фонд может ежегодно быть различным.

6.5. В случае хронической нерентабельности производственного подразделения возможно решение о дальнейшей нецелесообразности его функционирования, тогда прекращается его финансирование, а имущество передается в аренду (продается) другой производственной структуре.
Единство сельхозпредприятия обеспечивается за счет:
выборности и функционирования в соответствии с Уставом предприятия его правления, председателя, а также осуществления контроля за деятельностью хозяйства ревизионной комиссией;
создания единого фонда производственного и социального развития в части обеспечения общехозяйственных потребностей, определяемых правлением или собранием, а также иных фондов по их решению;
координации и согласования наиболее принципиальных положений по развитию производства и социальной сферы, составления текущего и перспективного бизнес - планов развития предприятия;
сложившейся внутрихозяйственной специализации в производстве и обслуживающих его подразделениях;
формирования общехозяйственных служб, в том числе финансово-расчетного центра;
создания фонда сельскохозяйственной продукции для натуральной оплаты труда всех работников;
выплаты процентов (дивидендов) на паи;
осуществления мер по гарантированной социальной защите работающих и пенсионеров сельхозпредприятия.
Таким образом, создается организационно-экономическая структура, позволяющая реализовать основные права членов коллективного сельхозпредприятия на выбор форм и направления своей деятельности, распоряжение полученными в коллективах доходами, а частично и долей продукции, переход внутри хозяйства на договорные отношения, одновременно при этом скрепляются технологические и экономические связи, обеспечивающие функционирование коллективного предприятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru