Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







Белгородская_onsite.txt.1397
Белгородская

Решение Совета депутатов г. Белгорода от 29.05.2007 № 476
"Об утверждении Концепции безопасности города Белгорода"

Официальная публикация в СМИ:
"Наш Белгород", № 23, 16.06.2007






СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2007 г. № 476

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

В соответствии со Стратегией развития города Белгорода до 2025 года и планом действий органов местного самоуправления на 2007 - 2011 годы, а также в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности горожан Совет депутатов города Белгорода решил:

1. Утвердить Концепцию безопасности города Белгорода (прилагается).

2. Опубликовать настоящее решение в газете "Наш Белгород".

4. Контроль за выполнением решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Белгорода по законности и правам человека (Бажинов М.А.).

Заместитель председателя
Совета депутатов
города Белгорода
А.Ф.МАРЧЕНКО
Секретарь сессии
Н.К.БОГОМАЗ





Утверждена
решением
Совета депутатов
города Белгорода
от 29 мая 2007 г. № 476

КОНЦЕПЦИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Концепция безопасности города Белгорода (далее - Концепция) представляет систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности в области обеспечения безопасности, формирование среды, обеспечивающей возможность устойчивого развития города, жизни и здоровья населения города Белгорода, его прав и свобод в условиях возможных внутренних опасностей и угроз (далее - угрозы).
В Концепции отражены проблемы безопасности города Белгорода, жизненно важные интересы города, его населения и каждого гражданина, основные виды угроз этим интересам, сформулированы цели, принципы и основные направления деятельности по обеспечению безопасности населения и территории городского округа.
Реализация Концепции позволит:
- повысить уровень безопасности населения;
- создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие граждан;
- снизить материальные потери от различных источников опасности;
- активизировать конструктивное взаимодействие граждан с органами власти, правоохранительными структурами в решении проблем обеспечения безопасности.
Правовую и методологическую базу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации и Белгородской области в сфере безопасности, экологии, экономики, градостроительства и другие, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений, Устав городского округа "Город Белгород", Стратегия развития города Белгорода до 2025 года и план действий органов местного самоуправления на 2007 - 2011 годы.
Данная Концепция подготовлена секретариатом Совета безопасности города Белгорода с участием научных и экспертных коллективов:
Белгородского государственного университета - доктора юридических наук, доктора педагогических наук, профессора Тонкова Е.Е.; кандидата экономических наук, доцента Волошина М.Ю.; кандидата социологических наук, доцента Реутова Е.В.; кандидата психологических наук, доцента Шукчус Л.В.
Белгородского юридического института МВД России - начальника БелЮИ МВД России генерал-майор милиции, заслуженного юриста Российской Федерации, кандидата юридических наук, доцента Кудина В.А.; полковника милиции, кандидата юридических наук, доцента Свистильникова А.Б.; старшего научного сотрудника подполковника милиции Ушакова С.В.
При подготовке Концепции были учтены замечания и предложения, поступившие от департаментов и учреждений администрации города, общественных организаций.

1. Жизненно важные интересы города

Жизненно важные интересы города представляют собой совокупность жизненно важных интересов каждого отдельного жителя, общественных, производственных и других коллективов, города в целом.
Интересы жителя города состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности его имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, пропаганда и создание условий для поддержания здорового образа жизни и улучшения ее качества.
Интересы социальных групп состоят в обеспечении обусловленных законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по выполнению установленных законодательством задач.
Интересы города включают поддержание политической, экономической и социальной стабильности, выполнение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности для жителей и города в целом. При этом интересы города Белгорода заключаются в следующем:
- повышение уровня и качества жизни жителей города;
- повышение нравственности, гуманизма и культуры жителей города;
- развитие рынка труда, сферы малого и среднего бизнеса;
- обеспечение прав каждого человека на личную безопасность;
- недопущение и своевременное предупреждение проявлений террористической направленности;
- ликвидация условий возникновения явлений криминального характера;
- предотвращение распространения наркотиков, опасной для здоровья алкогольной и пищевой продукции;
- поддержка и совершенствование системы обеспечения правопорядка;
- создание условий для развития инициативы граждан в части содействия силам обеспечения безопасности;
- проведение активной военно-патриотической работы среди молодежи;
- обеспечение гражданского мира, согласия, правопорядка, стабильности муниципальной власти и ее институтов;
- нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий: социальных, межэтнических и религиозных конфликтов;
- повышение эффективности деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий;
- обеспечение безопасности техногенных производственных комплексов, последовательная их модернизация на основе передовых и безвредных технологий;
- повышение надежности работы объектов и систем жизнеобеспечения, функционирования и развития инфраструктуры города;
- обеспечение устойчивого функционирования производств и инфраструктуры города в условиях воздействия факторов опасностей и угроз;
- совершенствование жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг;
- комплексное решение транспортных проблем и профилактика дорожно-транспортного травматизма;
- оздоровление природной среды, поддержание благоприятной экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в городе;
- применение передовых природоохранных технологий в промышленности и на транспорте;
- организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- санитарная охрана территории городского округа от заноса и распространения карантинных растений и опасных для человека и животных заболеваний, а также предотвращение ввоза на территорию городского округа товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для населения;
- своевременное и полное выполнение мероприятий мобилизационной подготовки;
- повышение качества подготовки населения по вопросам безопасности.

2. Состояние безопасности города

В городе Белгороде ведется последовательная, целенаправленная работа по созданию возможностей для удовлетворения базисной потребности граждан в обеспечении безопасности их жизнедеятельности.
В первую очередь, это относится к повышению уровня социально-экономического развития города, формированию гражданского общества, развитию творческого потенциала человека. За последнее время в городе достигнуты положительные результаты во многих сферах обеспечения безопасности жизненно важных интересов его жителей.
В таких сферах деятельности, как жилищное строительство, наука, спорт, социальные инновации, благоустройство и санитарно-экологическое благополучие города, Белгород занял лидирующие позиции в Центральном Федеральном округе и, в целом, по России.
Продолжается работа по повышению устойчивости систем жизнеобеспечения города, ремонта и профилактики коммунальных сетей, снижению выбросов с промышленных предприятий, ликвидации свалок и очистки территории города от различного рода загрязнений с использованием современных технологий.
Значительные усилия предпринимаются по стабилизации демографической обстановки в городе, предупреждению социальных конфликтов через социальное партнерство, Трехстороннее соглашение между областным объединением профсоюзов, объединениями работодателей и администрацией города, коллективные договоры предприятий и организаций, а также реализации приоритетных национальных проектов и обеспечению комфортных условий проживания граждан. Совершенствуется работа надзорных органов в реализации превентивных мер на потенциально опасных объектах и в местах с массовым пребыванием граждан. Более эффективно применяются силы и средства, задействованные в сфере обеспечения безопасности населения города.
Дальнейший рост качества жизни будет сопровождаться повышенным вниманием населения города к обеспечению безопасности. С развитием городского сообщества могут появиться новые источники опасности криминального и техногенного характера, угрожающие жизнедеятельности человека. В современных условиях невозможно полностью устранить все источники опасности для человека, однако необходимо свести их до минимума. Все это требует разработки и принятия стратегических мер по обеспечению безопасности жизненно важных интересов каждого гражданина, социальных групп и города в целом.

3. Принципы обеспечения безопасности города

Реализация целей, обеспечивающих безопасность города, разработка и осуществление мероприятий по их выполнению должны проводиться в соответствии со следующими основными принципами:
Принцип законности - обеспечение безопасности города в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующими правовыми актами Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, Концепцией безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений, законодательством Белгородской области, Уставом городского округа "Города Белгород", всеми участниками общественных отношений: от муниципальной власти, в лице ее органов и должностных лиц, до граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории городского округа;
Принцип всеобщей обязательности и взаимной ответственности - обеспечение безопасности города должно являться обязательной функцией органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений различных организационно-правовых форм, обязанностью каждого жителя города, а также взаимной ответственностью личности, общества и государства в области обеспечения безопасности;
Принцип универсальности - мероприятия по обеспечению безопасности города должны организовываться и осуществляться с учетом возможности возникновения любого из вероятных видов угроз;
Принцип превентивности - мероприятия по обеспечению безопасности города должны организовываться, прежде всего, в интересах предупреждения угроз, осуществляться заблаговременно в сочетании с оперативным наращиванием их объема и интенсивности;
Принцип достаточности - мероприятия по обеспечению безопасности города должны планироваться и реализовываться с учетом разумной достаточности их объемов, приемлемости сроков и экономической обоснованности;
Принцип дифференцированности - характер, объем, сроки и порядок осуществления мероприятий по обеспечению безопасности города должны соответствовать особенностям каждого городского микрорайона, предприятия, организации, учреждения и предусматривать рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
Принцип разграничения функций - обеспечение безопасности города должно строиться на разделении полномочий между органами государственной власти и управления, органом местного самоуправления, администрациями предприятий, организаций, учреждений.

4. Приоритетные цели обеспечения безопасности города

Главной стратегической целью обеспечения безопасности города Белгорода является снижение негативного воздействия различных видов угроз на жизненно важные интересы населения и города в целом.
Это достигается и обеспечивается:
- неукоснительным соблюдением прав и свобод граждан, обеспечением их личной и имущественной безопасности;
- высоким уровнем и высоким качеством жизни всех слоев граждан, решением жилищной проблемы, достаточным количеством рабочих мест и низким уровнем безработицы;
- снижением преступности и коррупции;
- высокой степенью социального равенства, эффективным уровнем и доступностью образования и медицинского обслуживания;
- благополучной экологической обстановкой, высоким уровнем природоохранной деятельности;
- высокой надежностью и устойчивостью систем жизнеобеспечения города;
- постоянной готовностью противостоять любым проявлениям терроризма, экстремизма и ксенофобии;
- обеспечением приемлемого уровня риска в различных сферах жизнедеятельности населения и города в целом, предупреждением возможного нанесения ущерба от чрезвычайных ситуаций, повышением эффективности системы защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
- развитием системы оперативного управления рисками, формированием ее организационного и технического обеспечения;
- привлечением населения города к участию в предупреждении негативного воздействия различных факторов опасностей и угроз;
- совершенствованием подготовки населения по проблемам безопасности, повышением личной культуры безопасности граждан;
- воспитанием у каждого жителя толерантности к гражданам иной национальности, иного вероисповедания.

5. Основные направления обеспечения безопасности города

5.1. Деятельность по обеспечению безопасности города должна осуществляться по следующим основным направлениям:
- создание муниципальной системы управления безопасностью "Безопасный город";
- снижение гибели населения города от неестественных причин;
- содействие рождаемости, защита материнства и детства;
- обеспечение безопасности проживания граждан и функционирования объектов жизнеобеспечения, осуществление охранных и предупредительных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения города, а именно: безопасности жилищного фонда, коммуникаций, бесперебойной работы объектов тепло-, водо-, газо-, электроснабжения и т.п.;
- улучшение криминальной обстановки в городе;
- предоставление жителям города жизненно необходимых услуг и материальных ресурсов надлежащего качества;
- внедрение новых технологий и систем безопасности;
- активное взаимодействие с федеральными и областными органами и учреждениями, общественными и научными организациями, частными охранными предприятиями и службами безопасности по проблемам безопасности города;
- обеспечение эффективной работы городского звена областной территориальной подсистемы единой государственной системы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечение общественного порядка;
- внедрение системы мониторинга, прогнозирования и предупреждения возможных угроз на территории городского округа;
- формирование негосударственной системы обеспечения безопасности с участием населения города;
- совершенствование уровня подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

5.2. На современном этапе в Белгороде первоочередными, для разработки стратегии реализации настоящей Концепции и соответствующих программных мероприятий, являются следующие приоритеты:
- обеспечение устойчивого роста экономического потенциала и уровня социальной защиты населения;
- обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, их имущественных интересов;
- снижение уровня криминализации и коррупции, совершенствование деятельности правоохранительной системы;
- обеспечение безопасности в коммунально-бытовой и жилищной сфере;
- внедрение автоматизированных систем наблюдения, раннего оповещения и предотвращения гибели граждан, в т.ч. аппаратно-программного комплекса "Безопасность", технических средств охраны, контроля и сигнализации;
- дальнейшее развитие градостроительства с учетом уровня техногенного и природного рисков, соблюдения санитарных и строительных норм;
- проведение активной природоохранной деятельности;
- совершенствование транспортной системы города и улично-дорожной сети;
- повышение эффективности противодействия террористической деятельности;
- повышение уровня безопасности промышленных и транспортных объектов (снижение угроз взрывов, пожаров, выбросов опасных веществ);
- развитие системы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование правовой подготовки населения.

6. Возможные угрозы безопасности города Белгорода

Угрозы безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства. Именно характер и содержание угроз, их интенсивность, вектор направленности определяют содержание деятельности по обеспечению безопасности.
Угрозы носят комплексный, взаимосвязанный характер (приложение № 1).
Виды различных угроз зависят от политической обстановки в городе и области, социально-экономического развития города и в разные периоды могут изменяться.
Значимость угроз может усиливаться особенностями города:
- Город Белгород - административный центр Белгородской области. Площадь - 15,31 тыс. га, общая численность населения - 344,2 тыс. чел., плотность 453 кв. м на чел. Климат умеренно-континентальный. Город расположен на слиянии двух рек "Северский Донец" и "Болховец", реки не судоходны. Время начала ледостава - третья декада ноября, время вскрытия рек - апрель. Средняя температура: годовая - +6 град. С, зимы - -6 град. С, лета - +17 град. С. Среднегодовые: норма осадков - 480 мм, солнечных дней - 250. Преобладающее направление ветров: зимой - юго-западное, летом - северо-западное.
- энергоснабжение: источниками электропитания являются 547 подстанций, протяженность сетей - 1882,0 км, распределительных пунктов - 43, трансформаторных подстанций - 537.
- теплоснабжение: ТЭЦ - 2, котельных - 48, протяженность теплосетей - 304,9 км.
- водоснабжение: закрытое, артезианских скважин - 112, водозаборов - 7, насосных станций водопроводов - 4, резервуаров - 18, общей емкостью - 81,0 тыс. куб. м, протяженность водопроводных сетей - 759,4 км.
- коммунальная сеть: канализационных станций - 24, очистных сооружений - 1, протяженность канализационных сетей - 532,8 км, объем сточных вод - 135,0 тыс. куб. м в сутки.
- железнодорожный транспорт: магистралей - 3, железнодорожный узел: три узловые станции. Суточные: движение пассажирских поездов - 50 пар, грузовых 25, городская протяженность путей - 308,0 км, тяга электрическая.
- автомобильный транспорт: улиц - 576, протяженность - 502,2 км, в т.ч. с твердым покрытием - 502,2 км. Транспортная сеть: 12 троллейбусных, 40 городских автобусных маршрутов, 47 пригородных автобусных сообщений. Ежегодно на 5 - 6% отмечается рост количества транспортных средств.
- воздушный транспорт: взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием, способна принимать самолеты всех классов. Годовые перевозки: пассажирские - 40,0 тыс. чел., грузовые - 0,012 тыс. тонн.
- количество потенциально опасных объектов - 53, критически важных объектов - 13, степень износа производственных фондов - 65%. Количество мест массового скопления людей - 555.
- химически опасных объектов - 15, с производственным персоналом - 4,4 тыс. чел. и общим количеством АХОВ - 550,0 тонн, в т.ч. соляной кислоты - 432,0 тонн, аммиака - 50,0 тонн. Численность населения, у которого будет нарушена жизнедеятельность - 287,2 тыс. чел., пострадают 5,0 тыс. чел., возможный материальный ущерб - 2,8 млн. руб.
- пожароопасных объектов - 38, на которых хранятся и используются: зерно - 148,0 тыс. тонн, нефтепродукты - 78,8 тыс. куб. м, органических растворителей - 174,0 тонн, возможный материальный ущерб - 82,0 млн. руб.
Средне-годовое значение гамма-излучения на территории города - 5 - 19 мкр/час, что близко к фоновым. Радиационное загрязнение местности возможно в случае аварии на Курской и Нововоронежской АЭС.
По территории города проходит магистральный газопровод "Шебелинка - Белгород - Брянск". Транспортируемый газ - метан, городская протяженность - 8,51 км.
На территории города имеют место подтопления (наводнения), пожары в лесной зоне города.
Наводнения: дождевые паводки (август-сентябрь) и половодья. Отметка максимального уровня воды реки "Болховец" 285 см (117,3 МБС) над "0" графика, доля территории, подвергающаяся подтоплению - 0,7%.
Пожары: степень пожарной опасности низкая. Возможны пожары хвойного леса в юго-восточной части города.
Возможны комплексы неблагоприятных метеорологических явлений:
- в зимнее время: отложения изморози (свыше 25 мм) в сочетании с сильным ветром (15 м/с и более), низкая температура воздуха (от - 20 град. С) в сочетании с сильным ветром 15 м/с (включая и порывы ветра);
- в летнее время: сильный ветер 15 м/с и более (включая и порывы ветра), а также ливень (сильный ливневый дождь) более 21 мм в течение часа, сопровождающийся сильным ветром (или шквалом).

7. Уровни состояния и реализации угроз

Уровень состояния угроз оценивается системой показателей особого критериального типа - индикативных, по величинам которых можно высказать заключение о состоянии рассматриваемых угроз по уровням безопасности. Индикативные показатели имеют качественные и количественные характеристики.
Пороговые уровни индикаторов состояния безопасности - граничные значения, которые разделяют ситуации по состоянию безопасности на качественно различные категории угроз и выступают в роли индикаторов безопасности города. Перечень критериев и показателей (пороговые значения и индикаторы) утверждаются Советом безопасности города на единой для Российской Федерации методологической основе и должны быть соотнесены с принятыми критериями и показателями федерального уровня и не противоречить им. Периодическое их уточнение организует секретариат Совета безопасности города на основе мониторинга уровня состояния рассматриваемых угроз.
По степени влияния на жизнедеятельность человека и города в целом различают следующие виды угроз:
Безусловно допустимые (меры защиты принимать не требуется);
Ограниченно допустимые (принимаются меры контроля и защиты);
Недопустимые (деятельность с указанным уровнем не допускается).
По степени влияния различных видов угроз, исходя из национального опыта и опыта зарубежных стран, могут служить следующие основные пороговые показатели (приложение № 2).
Уровни реализуемости позволяют установить очередность реализации мер защиты и соответствующего распределения средств на их проведение. При изменении уровня состояния угроз и в целях принятия мер по обеспечению безопасности могут устанавливаться различные уровни безопасности.
Зависимости от реализации предполагаемой опасности, угрозы подразделяются на уровни реализуемости:
- первый уровень (экстремальный) - необходимы немедленные действия;
- второй уровень (высокий) - необходимо повышенное внимание руководства и ответственных лиц;
- третий уровень (средний) - необходимо определение ответственных лиц;
- четвертый уровень (низкий) - применяются обычные процедуры управления;
- пятый уровень (пренебрежительный).

8. Организация обеспечения безопасности города

Безопасный город - это город, который способен обеспечить безопасное существование и гармоничное развитие жителей и гостей города, а также всех государственных, муниципальных и общественных институтов.
Система обеспечения безопасности города предполагает систему мер экономического, политического, организационного, нормативного и иного характера, обеспечивающих проведение единой государственной и муниципальной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Назначение системы обеспечения безопасности - предполагает организация, осуществление и контроль за состоянием и достижением необходимого уровня безопасности для граждан, социальных групп и города в целом.
Стратегическое планирование и управление системой обеспечения безопасности города обеспечивается Советом безопасности города.

Основными задачами системы обеспечения
безопасности города являются:

- выявление и изучение угроз безопасности личности, обществу, городу;
- анализ факторов воздействия существующих и развивающихся угроз безопасности города, установление методик их численного измерения и сравнения;
- выявление и определение реального состояния безопасности города по всем видам угроз;
- управление риском в различных сферах жизнедеятельности населения и города в целом;
- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
- разработка и реализация целевых, научно-технических программ, планов и других плановых документов по реализации мероприятий на исключение или снижение различных видов риска с целью достижения высокого уровня безопасности населения, организаций и предприятий, окружающей среды;
- выделение необходимых финансовых и материально-технических ресурсов для осуществления мероприятий обеспечения безопасности;
- взаимодействие в целях обеспечения безопасности органов муниципальной власти с органами государственной власти, правоохранительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, гражданами и их объединениями, политическими партиями, а также сотрудничество с другими муниципальными образованиями;
- формирование общественного мнения и активной позиции гражданской ответственности жителей города в вопросах обеспечения безопасности.

Территориальная структурированность
системы обеспечения безопасности города:

Зона безопасности - место, в котором проведен комплекс мероприятий и созданы необходимые условия для снижения негативного воздействия всех источников опасности (угроз). Может быть как постоянной, так и временной. Формируется и развивается на следующих уровнях:
- первый уровень - жилые дома (помещения) или иные объекты инфраструктуры, обеспечивающий жизнедеятельность населения.
Объекты жилищного фонда, в том числе объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающий жизнедеятельность населения - основной объект размещения технических средств обеспечения безопасности, оповещения и передачи информации по месту жительства и работы граждан.
- второй уровень - дворовые территории.
Дворовая территория - территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. Представляющая собой зонированное пространство, состоящее из культурной, общественной, хозяйственно-бытовой зон общего пользования. Объект создания активной социальной среды, обеспеченной комплексом условий реализации интересов жителей в части обеспечения общественной и личной безопасности.
- третий уровень - дороги и улицы;
Дорога и улица - обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли. Территория обеспечения безопасности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Объект осуществления комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением, предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
- четвертый уровень - микрорайоны.
Микрорайон - сложившийся структурный элемент территории муниципального района, в пределах которого размещаются жилой сектор, учреждения и предприятия обслуживания. Территория обеспечения безопасности объектов различного технического состояния и граждан. Объект организации звеньев информационных систем, систем мониторинга, передачи данных и оповещения первого уровня.
- пятый уровень - территория городского округа.
Территория городского округа - как объект формирования и применения единых информационных систем и систем мониторинга, комплексных технологий обеспечения правопорядка, пожарной безопасности, охраны всех форм собственности, жилищного фонда, систем жизнеобеспечения и окружающей среды, обеспечения безопасности участников дорожного движения.

Субъекты системы обеспечения
безопасности города:

1. Территориальные федеральные органы власти и управления, которые в пределах своих полномочий осуществляют государственный контроль, надзор и координацию вопросов, обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан и города в целом.
2. Региональные органы власти и управления, которые в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность населения и города в целом.
3. Органы местного самоуправления города, которые решают задачи обеспечения безопасности в составе выполняемых общих функций (городской Совет депутатов, администрация города).
4. Специально создаваемые органы управления, уполномоченные решать вопросы безопасности в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
5. Муниципальные учреждения города, которые в пределах своих полномочий, осуществляют деятельность по отдельным направлениям обеспечения безопасности населения и города в целом.
6. Силы и средства, которые создаются для обеспечения безопасности, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
7. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, которые осуществляют реализацию комплекса мероприятий обеспечивающих безопасность на объектах и прилегающей к ним территории. Проводят обучение персонала к действиям по предупреждению и ликвидации последствий опасностей и чрезвычайных ситуаций на объектах.
8. Товарищества собственников жилья и управляющие компании, которые совместно с собственниками осуществляют реализацию мероприятий по обеспечению безопасности и созданию комфортной среды в местах проживания граждан. Проводят информирование населения по вопросам безопасности.
9. Общественные, политические и религиозные объединения и организации города, которые в соответствии со своими уставными задачами участвуют в подготовке и проведении мероприятий, обеспечивающих безопасность жизненно важных интересов граждан.
10. Средства массовой информации проводят регулярное информирование населения по различным аспектам обеспечения безопасности, пропаганде здорового образа жизни и основным правилам поведения граждан при различных чрезвычайных ситуациях.
11. Граждане, соблюдающие установленные правила и нормы поведения, обеспечивающие общественную и личную безопасность, оказывающие содействие в предупреждении и ликвидации последствий опасностей и чрезвычайных ситуаций.

9. Реализация Концепции безопасности города

Реализация Концепции безопасности города осуществляется на основании соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и муниципального образования, а также взаимной ответственности личности, общественных и политических объединений граждан и органов местного самоуправления и предполагает:
- разработку стратегии обеспечения безопасности города Белгорода;
- формирование и проведение единой политики органов местного самоуправления города в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
- организацию взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти и управления в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
- стать основой формирования муниципальной системы управления безопасностью "Безопасный город";
- разработку и реализацию целевых программ по обеспечению безопасности города Белгорода от конкретных угроз;
- разработку и утверждение реестра сил и средств, создаваемых (привлекаемых) для обеспечения безопасности территории городского округа, сфер деятельности и наиболее важных зон безопасности (объектов) города;
- создание единой информационной системы обеспечения безопасности на базе городского центра анализа, оценки угроз безопасности и управления городом в кризисных ситуациях;
- создание системы сбора и анализа информации, разработку индикативных показателей, характеризующей различные уровни состояния безопасности;
- совершенствование нормативно-правовой базы по урегулированию и управлению безопасностью города.





Приложение № 1

ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ, СОЗДАЮЩИЕ ОПАСНОСТЬ
ДЛЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВ
ЛИЧНОСТИ, ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА
И ГОРОДА В ЦЕЛОМ

   ---------------T----------------------------------T------------------------------T----------------------¬

¦ Угроза ¦ Содержание угрозы ¦ Предпосылки, усугубляющие ¦Последствие реализации¦
¦ ¦ ¦ возникновение угрозы ¦ угрозы ¦
+--------------+----------------------------------+------------------------------+----------------------+
¦криминального ¦- преступные действия против ¦- наличие безработицы, ¦- появление атмосферы ¦
¦характера ¦жизни, здоровья и имущества ¦особенно среди молодежи; ¦страха и неуверенности¦
¦ ¦граждан; ¦- низкий уровень доходов ¦среди жителей города; ¦
¦ ¦- рост преступлений, совершаемых в¦населения; ¦- вовлечение отдельных¦
¦ ¦общественных местах; ¦- падение моральных норм и ¦категорий граждан в ¦
¦ ¦- высокий уровень рецидивной и ¦социальных устоев; ¦преступную ¦
¦ ¦бытовой преступности, преступности¦- недостаточный уровень ¦деятельность; ¦
¦ ¦среди несовершеннолетних; ¦правовой культуры населения; ¦- криминализация ¦
¦ ¦- рост числа граждан, ¦- недостаточно эффективная ¦общественных ¦
¦ ¦употребляющих наркотики и ¦профилактическая работа по ¦отношений и экономики ¦
¦ ¦злоупотребляющих алкоголем; ¦предупреждению преступлений и ¦города; ¦
¦ ¦- распространение теневого ¦правонарушений; ¦- обесценивание ¦
¦ ¦бизнеса; ¦- наличие в городе выходцев из¦конституционных прав и¦
¦ ¦наличие организованной ¦стран ближнего и дальнего ¦свобод граждан; ¦
¦ ¦преступности и коррупции; ¦зарубежья, не ¦- увеличение числа ¦
¦ ¦- распространение проституции; ¦зарегистрированных в ¦граждан, погибших в ¦
¦ ¦- несоблюдение установленных ¦установленном порядке, ¦результате преступных ¦
¦ ¦правил участниками дорожного ¦занимающихся преступной ¦посягательств; ¦
¦ ¦движения; ¦деятельностью; ¦- возможность ¦
¦ ¦- влияние криминальных структур на¦- низкая раскрываемость ¦частичного перехода ¦
¦ ¦формирование рыночных цен на ¦преступлений; ¦реальной власти в ¦
¦ ¦продукты питания. ¦- популяризация преступной ¦городе к лидерам ¦
¦ ¦ ¦сферы в средствах массовой ¦преступных ¦
¦ ¦ ¦информации; ¦группировок; ¦
¦ ¦ ¦- недостаточно проработанное ¦- формирование ¦
¦ ¦ ¦законодательство как на ¦категории граждан, для¦
¦ ¦ ¦федеральном, региональном, так¦которых преступления ¦
¦ ¦ ¦и на местном уровне. ¦являются основным ¦
¦ ¦ ¦ ¦источником ¦
¦ ¦ ¦ ¦существования. ¦
+--------------+----------------------------------+------------------------------+----------------------+
¦террористи- ¦- возможные нападения на объекты ¦- сочетание организованных ¦- нарушение на ¦
¦ческого ¦власти и управления (захват, ¦террористических организаций с¦длительный срок ¦
¦характера ¦подрыв, обстрел и т.д.); ¦самостоятельными ¦нормальной жизни ¦
¦ ¦- взрывы, другие террористические ¦индивидуумами; ¦населения города; ¦
¦ ¦и диверсионные акты в местах ¦- появление новых видов ¦- создание атмосферы ¦
¦ ¦массового пребывания людей ¦терроризма (информационного, ¦страха; ¦
¦ ¦(вокзалы, транспорт, жилые ¦техногенного, экологического, ¦- большое количество ¦
¦ ¦кварталы, культурно-зрелищные и ¦кибернетического и др.); ¦жертв; ¦
¦ ¦спортивные центры, стадионы и ¦- расширение спектра способов ¦- разрушение систем ¦
¦ ¦др.); ¦террористической деятельности ¦жизнеобеспечения ¦
¦ ¦- похищение людей и захват ¦(биологических, химических, ¦города. ¦
¦ ¦заложников; ¦радиационных и др.); ¦ ¦
¦ ¦- нападение на объекты, ¦- немотивированность и ¦ ¦
¦ ¦потенциально опасные для жизни ¦непредсказуемость террористов,¦ ¦
¦ ¦населения в случае их разрушения ¦направляющих насилие не против¦ ¦
¦ ¦или нарушения технологического ¦конкретных лиц и объектов, а ¦ ¦
¦ ¦режима; ¦на беспорядочное убийство ¦ ¦
¦ ¦- применение химических и ¦случайных людей. ¦ ¦
¦ ¦радиоактивных веществ в местах ¦ ¦ ¦
¦ ¦массового пребывания людей; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- отравление (заражение) систем ¦ ¦ ¦
¦ ¦водоснабжения, продуктов питания; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- искусственное распространение ¦ ¦ ¦
¦ ¦возбудителей инфекционных ¦ ¦ ¦
¦ ¦болезней. ¦ ¦ ¦
+--------------+----------------------------------+------------------------------+----------------------+
¦психологи- ¦- рост психологической ¦- отсутствие психологических ¦- нарушение ¦
¦ческого ¦напряженности населения вследствие¦механизмов защиты от ¦психического здоровья ¦
¦характера ¦провоцирования стрессовых ситуаций¦манипулятивных воздействий у ¦определенной части ¦
¦ ¦при проведении массовых ¦отдельных слоев населения; ¦жителей города; ¦
¦ ¦мероприятий, в коллективах, на ¦- распространение культовых ¦- увеличение ¦
¦ ¦производстве, в семьях; ¦организаций (тоталитарных ¦количества самоубийств¦
¦ ¦- применение новых форм и средств ¦религиозных сект, ¦и преступлений. ¦
¦ ¦"скрытого" воздействия на ¦квазиобразовательных ¦ ¦
¦ ¦индивидуальное, групповое и ¦организаций и др.), ¦ ¦
¦ ¦массовое сознание ¦превращающих людей в "роботов"¦ ¦
¦ ¦(психосемантические, подпороговые,¦и др.; ¦ ¦
¦ ¦электромагнитные, акустические и ¦- повышение психологической ¦ ¦
¦ ¦другие виды воздействий); ¦напряженности у населения ¦ ¦
¦ ¦- создание условий для появления и¦вследствие усиления ощущения ¦ ¦
¦ ¦рост новых форм мифологического ¦социальной незащищенности; ¦ ¦
¦ ¦сознания; ¦- имущественная поляризация в ¦ ¦
¦ ¦- противопоставление поколений на ¦обществе; ¦ ¦
¦ ¦базе различий в условиях жизни и ¦- социальная напряженность на ¦ ¦
¦ ¦мотивации; ¦рынке труда; ¦ ¦
¦ ¦- внедрение через печать, радио и ¦- рост преступности, ¦ ¦
¦ ¦телевидение информации, которая ¦алкоголизма и наркомании, ¦ ¦
¦ ¦может вызвать искаженное ¦проституции, криминализация ¦ ¦
¦ ¦общественное мнение, беспорядки в ¦общества; ¦ ¦
¦ ¦обществе; ¦- недооценка национальных и ¦ ¦
¦ ¦- негативное психологическое ¦культурно-исторических ¦ ¦
¦ ¦воздействие на органы местного ¦традиций и проникновение в ¦ ¦
¦ ¦самоуправления; ¦общественное сознание шаблонов¦ ¦
¦ ¦- изменение жизненных ценностей в ¦западной массовой культуры; ¦ ¦
¦ ¦сторону потребительской и инди- ¦- появление новых форм и ¦ ¦
¦ ¦видуалистской (эгоцентрической) ¦средств воздействия на ¦ ¦
¦ ¦психологии; ¦индивидуальное, групповое и ¦ ¦
¦ ¦- формирование культа богатства ¦массовое сознание, в том числе¦ ¦
¦ ¦(за счет приобретения ¦компьютерных технологий; ¦ ¦
¦ ¦материального благополучия любыми ¦- информационная экспансия со ¦ ¦
¦ ¦средствами), агрессии и насилия ¦стороны ¦ ¦
¦ ¦как наиболее современных жизненных¦ряда развитых стран, ¦ ¦
¦ ¦ценностей и, как следствие этого, ¦осуществляющих глобальное ¦ ¦
¦ ¦потеря ориентации на нравственные,¦информационно-пропагандистское¦ ¦
¦ ¦духовные и культурные ценности; ¦воздействие в целях ¦ ¦
¦ ¦- рост числа психических ¦распространения мировоззрения,¦ ¦
¦ ¦заболеваний; ¦политических и духовных ¦ ¦
¦ ¦- рост потребления алкоголя, ¦ценностей и идеалов, ¦ ¦
¦ ¦распространение наркомании, ¦отвечающим их интересам; ¦ ¦
¦ ¦проституции. ¦- низкий уровень политической,¦ ¦
¦ ¦ ¦правовой и информационной ¦ ¦
¦ ¦ ¦культуры в обществе; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- малоэффективная работа по ¦ ¦
¦ ¦ ¦формированию духовно- ¦ ¦
¦ ¦ ¦нравственных, культурных, ¦ ¦
¦ ¦ ¦социальных и экономических ¦ ¦
¦ ¦ ¦оснований для объединения ¦ ¦
¦ ¦ ¦жителей города в единую ¦ ¦
¦ ¦ ¦социальную общность; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- социальная и психологическая¦ ¦
¦ ¦ ¦оторванность детей и ¦ ¦
¦ ¦ ¦подростков от взрослых; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- уменьшение возможностей для ¦ ¦
¦ ¦ ¦продуктивной и соответствующей¦ ¦
¦ ¦ ¦моральным нормам реализации ¦ ¦
¦ ¦ ¦активности детей и подростков,¦ ¦
¦ ¦ ¦из-за чего их активность ¦ ¦
¦ ¦ ¦реализуется в противоправных и¦ ¦
¦ ¦ ¦аморальных формах (от ¦ ¦
¦ ¦ ¦вандализма до криминала). ¦ ¦
+--------------+----------------------------------+------------------------------+----------------------+
¦информацион- ¦- преступные действия криминальных¦- нарушение установленного ¦- нарушение ¦
¦ного характера¦групп и отдельных граждан, ¦порядка сбора, хранения, ¦информационной ¦
¦ ¦связанные с несанкционированным ¦обработки и передачи ¦инфраструктуры города;¦
¦ ¦доступом к различным ¦информации; ¦- нарушение прав и ¦
¦ ¦информационным ресурсам, попытки ¦- неразработанность системы ¦законных интересов ¦
¦ ¦уничтожения или искажения ¦этических ¦физических и ¦
¦ ¦информации; ¦норм в сфере информационной ¦юридических лиц; ¦
¦ ¦- противоправные действия ¦деятельности; ¦- нанесение ¦
¦ ¦естественных монополий и других ¦- низкая правовая и ¦экономического ущерба.¦
¦ ¦субъектов хозяйственной ¦информационная культура ¦ ¦
¦ ¦деятельности, общественных ¦населения; ¦ ¦
¦ ¦организаций в области ¦- использование ¦ ¦
¦ ¦формирования, получения, ¦несертифицированных ¦ ¦
¦ ¦распространения и использования ¦отечественных и зарубежных ¦ ¦
¦ ¦информации; ¦информационных технологий, ¦ ¦
¦ ¦- неправомерные действия ¦средств защиты информации, ¦ ¦
¦ ¦государственных и муниципальных ¦средств информатизации, ¦ ¦
¦ ¦структур, приводящие к нарушению ¦телекоммуникации и связи при ¦ ¦
¦ ¦законных прав граждан и ¦создании и развитии ¦ ¦
¦ ¦юридических лиц на получение, ¦информационной инфраструктуры;¦ ¦
¦ ¦распространение и использование ¦- неправомерное ограничение ¦ ¦
¦ ¦конфидициальной информации и ¦доступа к документам, ¦ ¦
¦ ¦интеллектуальной собственности; ¦содержащим важную для граждан ¦ ¦
¦ ¦- нарушение информационного ¦и организаций информацию. ¦ ¦
¦ ¦обеспечения деятельности ¦ ¦ ¦
¦ ¦структурных подразделений органов ¦ ¦ ¦
¦ ¦местного самоуправления, ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий, учреждений и ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций города; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- преднамеренные действия и ¦ ¦ ¦
¦ ¦непреднамеренные ошибки персонала ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных систем; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- отказ и сбои в работе ¦ ¦ ¦
¦ ¦программного обеспечения ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных и ¦ ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационных систем от ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздействия различных факторов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- деятельность иностранных ¦ ¦ ¦
¦ ¦спецслужб и организаций; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- дискриминационная деятельность ¦ ¦ ¦
¦ ¦политических и экономических ¦ ¦ ¦
¦ ¦структур, направленная на ¦ ¦ ¦
¦ ¦нанесение ущерба политическим, ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономическим, информационным и ¦ ¦ ¦
¦ ¦иным интересам города с ¦ ¦ ¦
¦ ¦применением информационного ¦ ¦ ¦
¦ ¦оружия. ¦ ¦ ¦
+--------------+----------------------------------+------------------------------+----------------------+
¦коммунально- ¦- физический износ инфраструктуры ¦- медленное внедрение новых ¦- повышение ¦
¦бытового и ¦жилищно-коммунального хозяйства ¦технологий утилизации ¦аварийности на ¦
¦жилищного ¦города; ¦промышленных и бытовых ¦коммунально- ¦
¦характера ¦- истощение водных ресурсов и ¦отходов, энергосбережения в ¦энергетических сетях ¦
¦ ¦невостребованность водопотребления¦жилом секторе; ¦города; ¦
¦ ¦из Белгородского водохранилища; ¦- старение и износ газовых, ¦- ухудшение санитарно-¦
¦ ¦- порывы в сетях тепло- и ¦водопроводных, тепловых и ¦эпидемиологической ¦
¦ ¦водоснабжения; ¦других инженерных сетей и ¦обстановки; ¦
¦ ¦- наличие в эксплуатации ¦сооружений; ¦- снижение уровня ¦
¦ ¦аварийного жилья; ¦- недостаточное наличие ¦жизнеобеспечения ¦
¦ ¦- имеющиеся сбои в системе вывоза ¦резервных и аварийных ¦населения города. ¦
¦ ¦бытовых отходов; ¦источников водо- и ¦ ¦
¦ ¦- недостаточная надежность и ¦теплоснабжения; ¦ ¦
¦ ¦устойчивость энергоснабжения; ¦- высокие нормативы ¦ ¦
¦ ¦- возможность воздействия внешних ¦водопотребления населением ¦ ¦
¦ ¦факторов на качество воды. ¦города; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- опережающие темпы заполнения¦ ¦
¦ ¦ ¦полигона твердых бытовых ¦ ¦
¦ ¦ ¦отходов; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- зависимость от внешних ¦ ¦
¦ ¦ ¦источников энергоснабжения. ¦ ¦
+--------------+----------------------------------+------------------------------+----------------------+
¦техногенного ¦- аварий с выбросом (угрозой ¦- повышенная концентрация ¦- нарушение ¦
¦характера ¦выброса) химически опасных ¦жилых кварталов вблизи ¦жизнедеятельности ¦
¦ ¦веществ, при их переработке и ¦потенциально опасных объектов;¦населения города; ¦
¦ ¦хранении, в районах проживания ¦- сокращение вследствие ¦- гибель людей и ¦
¦ ¦населения; ¦застройки санитарно-защитных ¦потеря здоровья ¦
¦ ¦- аварий на коммунально- ¦зон вокруг ¦населением; ¦
¦ ¦энергетических сетях; ¦потенциально-опасных объектов;¦- экономический ущерб ¦
¦ ¦- аварий на коммунальных ¦- износ основных ¦и уничтожение ¦
¦ ¦газопроводах; ¦производственных фондов, ¦материальных ¦
¦ ¦- аварий (катастроф) на ¦технологического оборудования,¦ценностей; ¦
¦ ¦железнодорожном и автомобильном ¦транспортных средств на ¦- изменение природной ¦
¦ ¦транспорте с угрозой заражения, ¦предприятиях; ¦среды обитания. ¦
¦ ¦загрязнения и возгорания; ¦- снижение уровня безопасности¦ ¦
¦ ¦- пожары (взрывы) в местах ¦промышленного производства, ¦ ¦
¦ ¦проживания и нахождения людей; ¦качества сырья и ¦ ¦
¦ ¦- пожары (взрывы) на промышленных ¦изготавливаемой продукции; ¦ ¦
¦ ¦и химически опасных объектах; ¦- отсутствие и низкий уровень ¦ ¦
¦ ¦- обрушения элементов транспортных¦приборов обнаружения и ¦ ¦
¦ ¦коммуникаций, зданий и сооружений;¦контроля опасных и вредных ¦ ¦
¦ ¦- прохождение газопровода высокого¦факторов, а также средств ¦ ¦
¦ ¦давления через территорию ¦индивидуальной защиты; ¦ ¦
¦ ¦городского округа. ¦- низкая технологическая ¦ ¦
¦ ¦ ¦надежность систем обеспечения ¦ ¦
¦ ¦ ¦безопасности в промышленности,¦ ¦
¦ ¦ ¦на транспорте, в энергетике, а¦ ¦
¦ ¦ ¦также систем управления; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- увеличение масштабов ¦ ¦
¦ ¦ ¦использования взрыво, пожаро, ¦ ¦
¦ ¦ ¦химически опасных веществ и ¦ ¦
¦ ¦ ¦технологий; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- низкий уровень и большие ¦ ¦
¦ ¦ ¦сроки внедрения новых ¦ ¦
¦ ¦ ¦безопасных ресурсо- и ¦ ¦
¦ ¦ ¦энергосберегающих технологий ¦ ¦
¦ ¦ ¦во всех отраслях экономики, ¦ ¦
¦ ¦ ¦низкие темпы автоматизации ¦ ¦
¦ ¦ ¦технологических процессов и ¦ ¦
¦ ¦ ¦противоаварийной защиты; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- нарушение мер защиты и ¦ ¦
¦ ¦ ¦профилактики на ¦ ¦
¦ ¦ ¦железнодорожном и ¦ ¦
¦ ¦ ¦автомобильном транспорте, ¦ ¦
¦ ¦ ¦осуществляющих перевозку ¦ ¦
¦ ¦ ¦опасных веществ в черте ¦ ¦
¦ ¦ ¦города; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- недостаточность систем ¦ ¦
¦ ¦ ¦оповещения населения, ¦ ¦
¦ ¦ ¦проживающего вблизи ¦ ¦
¦ ¦ ¦предприятий, использующих в ¦ ¦
¦ ¦ ¦производстве химически опасные¦ ¦
¦ ¦ ¦вещества. ¦ ¦
+--------------+----------------------------------+------------------------------+----------------------+
¦экологического¦- недопустимый уровень ¦- нарушение требований ¦- увеличение ¦
¦характера ¦загрязненности воздуха вследствие ¦природоохранительного ¦заболеваемости ¦
¦ ¦роста до опасных пределов ¦законодательства; ¦населения; ¦
¦ ¦концентрации ряда химических ¦- использование технологий, не¦- сокращение ¦
¦ ¦веществ; ¦обеспечивающих безопасность ¦продолжительности ¦
¦ ¦- низкое качество очистки стоков ¦природы и человека; ¦жизни населения. ¦
¦ ¦города; ¦- увеличение количества ¦ ¦
¦ ¦- загрязнение рек "Северский ¦автотранспорта с высоким ¦ ¦
¦ ¦Донец" и "Болховец" сточными ¦уровнем загрязненности в ¦ ¦
¦ ¦водами, опасные загрязнения ¦выхлопных газах, низкая ¦ ¦
¦ ¦поверхностных и подземных вод; ¦пропускная способность ¦ ¦
¦ ¦- техногенные загрязнения ¦транспортных магистралей; ¦ ¦
¦ ¦вследствие отсутствия эффективных ¦- недостаточный уровень ¦ ¦
¦ ¦технологий утилизации отходов; ¦утилизации отходов; ¦ ¦
¦ ¦- превышение в продуктах питания ¦- воздействия источников ¦ ¦
¦ ¦допустимой концентрации опасных ¦опасности техногенного и ¦ ¦
¦ ¦для здоровья веществ; ¦природного характера; ¦ ¦
¦ ¦- последствия угроз техногенного и¦- недостаточная работа по ¦ ¦
¦ ¦природного характера. ¦экологическому воспитанию ¦ ¦
¦ ¦ ¦населения. ¦ ¦
+--------------+----------------------------------+------------------------------+----------------------+
¦природного ¦- возможность подтопления ¦- резкие перепады температуры ¦- гибель и повышение ¦
¦характера ¦территории города; ¦окружающей среды; ¦заболеваемости у ¦
¦ ¦- вероятность обильных снегопадов ¦- длительные периоды с низкими¦большей части жителей ¦
¦ ¦и затяжных дождей, ураганов, ¦отрицательными температурами; ¦города; ¦
¦ ¦обледенения дорог и токонесущих ¦- недостаточная развитая ¦- значительный ¦
¦ ¦проводов. ¦система мониторинга окружающей¦материальный ущерб ¦
¦ ¦ ¦среды. ¦производственному и ¦
¦ ¦ ¦ ¦жилому фонду; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- нарушение нормальной¦
¦ ¦ ¦ ¦жизнедеятельности ¦
¦ ¦ ¦ ¦города. ¦
+--------------+----------------------------------+------------------------------+----------------------+
¦эпидемиоло- ¦- вспышки инфекционных и ¦- несвоевременность проведения¦- возникновение ¦
¦гического ¦паразитарных заболеваний, в том ¦предупредительных мероприятий ¦эпидемий опасных ¦
¦характера ¦числе особо опасных; ¦и недостаточная профилактика ¦инфекционных ¦
¦ ¦- заболеваемость населения ¦заболеваний; ¦заболеваний; ¦
¦ ¦социально-значимыми заболеваниями.¦- наличие потенциальных ¦- снижение уровня ¦
¦ ¦ ¦источников загрязнения в ¦здоровья и ¦
¦ ¦ ¦санитарных зонах водозаборов; ¦продолжительности ¦
¦ ¦ ¦- наличие социально ¦жизни жителей города. ¦
¦ ¦ ¦неблагополучного контингента ¦ ¦
¦ ¦ ¦жителей города; ¦ ¦
¦ ¦ ¦наличие носителей инфекционных¦ ¦
¦ ¦ ¦заболеваний; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- поставка импортных продуктов¦ ¦
¦ ¦ ¦с просроченными сроками ¦ ¦
¦ ¦ ¦реализации и продуктов низкого¦ ¦
¦ ¦ ¦качества, наличие в них ¦ ¦
¦ ¦ ¦генно-модифицированных ¦ ¦
¦ ¦ ¦источников; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- наличие уличной торговли и ¦ ¦
¦ ¦ ¦несоблюдение необходимых ¦ ¦
¦ ¦ ¦санитарно-гигиенических ¦ ¦
¦ ¦ ¦условий реализации и хранения ¦ ¦
¦ ¦ ¦продукции; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- усиление миграционных ¦ ¦
¦ ¦ ¦процессов, что способствует ¦ ¦
¦ ¦ ¦снижению уровня иммунизации ¦ ¦
¦ ¦ ¦населения, в первую очередь ¦ ¦
¦ ¦ ¦детей; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- ухудшение ¦ ¦
¦ ¦ ¦социально-экологических, ¦ ¦
¦ ¦ ¦жилищно-бытовых условий жизни ¦ ¦
¦ ¦ ¦некоторой части жителей ¦ ¦
¦ ¦ ¦города. ¦ ¦
+--------------+----------------------------------+------------------------------+----------------------+
¦экономического¦- значительный износ основных ¦- низкая экономическая ¦- снижение ¦
¦характера ¦оборотных фондов на предприятиях ¦активность населения; ¦экономического ¦
¦ ¦города; ¦- слабое развитие малого и ¦развития; ¦
¦ ¦- недостаток собственных оборотных¦среднего бизнеса в реальном ¦- снижение жизненного ¦
¦ ¦средств в отдельных отраслях ¦секторе экономики; ¦уровня населения; ¦
¦ ¦экономики; ¦- снижение доли ¦- реализация различных¦
¦ ¦- монополизация производства в ¦трудоспособного населения; ¦угроз и опасностей. ¦
¦ ¦отдельных отраслях промышленности ¦- недостаточные условия по ¦ ¦
¦ ¦и связанные с этим рост цен и ¦подготовке ¦ ¦
¦ ¦тарифов; ¦высококвалифицированных ¦ ¦
¦ ¦- снижение налогового потенциала ¦рабочих кадров; ¦ ¦
¦ ¦бюджетообразующей сферы города; ¦- низкая инвестиционная и ¦ ¦
¦ ¦- негативное влияние естественных ¦инновационная активность ¦ ¦
¦ ¦монополий на рост цен и тарифов на¦предприятий; ¦ ¦
¦ ¦энергетические ресурсы; ¦- криминализация экономики; ¦ ¦
¦ ¦- наличие безработицы и ослабление¦- резкое различие уровня ¦ ¦
¦ ¦трудовой мотивации, различие в ¦оплаты труда ¦ ¦
¦ ¦доходах; ¦работников в различных сферах ¦ ¦
¦ ¦- дефицит высококвалифицированных ¦экономики и организациях ¦ ¦
¦ ¦рабочих кадров; ¦различных форм собственности; ¦ ¦
¦ ¦- рост экономических преступлений ¦- задержка, несвоевременная ¦ ¦
¦ ¦и проявления коррупции; ¦выплата заработной платы на ¦ ¦
¦ ¦- перегруженность транспортных ¦предприятиях и организациях ¦ ¦
¦ ¦магистралей; ¦различных форм собственности; ¦ ¦
¦ ¦- зависимость от поставок большей ¦- появление новых схем и ¦ ¦
¦ ¦части продукции и товаров ¦способов инициирования ¦ ¦
¦ ¦повседневного спроса; ¦неоправданных процедур ¦ ¦
¦ ¦- недостаточный уровень качества ¦банкротств предприятий, в том ¦ ¦
¦ ¦продукции и ее ¦числе с использованием ¦ ¦
¦ ¦конкурентоспособность; ¦несовершенства действующего ¦ ¦
¦ ¦- применение криминальными ¦законодательства; ¦ ¦
¦ ¦структурами различных схем по ¦- использование ¦ ¦
¦ ¦втягиванию городских властей в ¦коррумпированными элементами ¦ ¦
¦ ¦реализацию сомнительных договорных¦отсутствия единого органа, ¦ ¦
¦ ¦обязательств; ¦осуществляющего заказ для ¦ ¦
¦ ¦- поглощение малых, средних и ¦муниципальных нужд, что может ¦ ¦
¦ ¦крупных предприятий различной ¦привести к перерасходу и ¦ ¦
¦ ¦формы собственности, особенно ¦хищению бюджетных средств. ¦ ¦
¦ ¦коммерческими структурами из ¦ ¦ ¦
¦ ¦других регионов. ¦ ¦ ¦
+--------------+----------------------------------+------------------------------+----------------------+
¦социального ¦- продолжающаяся инфляция и ¦- невысокая заработная плата у¦- снижение жизненного ¦
¦характера ¦снижение жизненного уровня части ¦большей части населения; ¦уровня населения и ¦
¦ ¦населения города; ¦- отсутствие равных ¦сокращение ¦
¦ ¦- имущественная поляризация в ¦экономических возможностей ¦продолжительности ¦
¦ ¦обществе; ¦жителей города в реализации ¦жизни; ¦
¦ ¦- снижение доли трудоспособного ¦своих потребностей; ¦- возникновение ¦
¦ ¦населения; ¦- рост цен на ¦конфликтов; ¦
¦ ¦- наличие безработицы среди ¦продовольственные и товары ¦- рост пьянства, ¦
¦ ¦трудоспособных граждан и граждан, ¦повседневного спроса, жилье; ¦наркомании и ¦
¦ ¦имеющих ограничения по здоровью; ¦- недостаточное развитие рынка¦преступности. ¦
¦ ¦- высокая доля населения, ¦труда, дисбаланс трудовых ¦ ¦
¦ ¦нуждающихся в улучшении жилищных ¦ресурсов; ¦ ¦
¦ ¦условий; ¦- отсутствие конкурентного ¦ ¦
¦ ¦- появление напряженности среди ¦рынка социальных услуг; ¦ ¦
¦ ¦части населения на почве ¦- отсутствие мероприятий по ¦ ¦
¦ ¦межнациональной и религиозной ¦снижению производственного ¦ ¦
¦ ¦нетерпимости; ¦травматизма; ¦ ¦
¦ ¦- недостаточная культура ¦- приток населения извне с ¦ ¦
¦ ¦населения; ¦другим менталитетом и образом ¦ ¦
¦ ¦- недостаточный уровень ¦жизни; ¦ ¦
¦ ¦удовлетворения неотложных нужд в ¦- социальное иждевенство ¦ ¦
¦ ¦питании, жилье, коммунальных и ¦отдельных категорий граждан; ¦ ¦
¦ ¦других видах услуг; ¦- высокая доля жителей ¦ ¦
¦ ¦- снижение уровня здоровья ¦преклонного и пенсионного ¦ ¦
¦ ¦населения города; ¦возраста; ¦ ¦
¦ ¦- криминализация общественных ¦- ослабление устоев семьи, ¦ ¦
¦ ¦отношений; ¦повышение уровня разводов. ¦ ¦
¦ ¦- увеличение количества ¦ ¦ ¦
¦ ¦безнадзорных, беспризорных детей и¦ ¦ ¦
¦ ¦детей-сирот; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- увеличение количества граждан ¦ ¦ ¦
¦ ¦без определенного места жительства¦ ¦ ¦
¦ ¦(БОМЖ). ¦ ¦ ¦
+--------------+----------------------------------+------------------------------+----------------------+
¦политического ¦- противоправная деятельность ¦- деятельность общественных и ¦- дестабилизация ¦
¦характера ¦некоторых политических и ¦политических партий вне ¦социально-политической¦
¦ ¦общественных объединений; ¦всякого контроля общества; ¦обстановке в городе; ¦
¦ ¦- недостаточная толерантность ¦- низкая самоорганизация ¦- невозможность ¦
¦ ¦части населения города. ¦гражданского общества города; ¦проведения органами ¦
¦ ¦ ¦- недостаточное взаимодействие¦местного ¦
¦ ¦ ¦политических и общественных ¦самоуправления ¦
¦ ¦ ¦объединений с органами ¦политики, отвечающей ¦
¦ ¦ ¦местного самоуправления ¦интересам стабильного ¦
¦ ¦ ¦города; ¦и устойчивого развития¦
¦ ¦ ¦- недостаточный контроль со ¦города; ¦
¦ ¦ ¦стороны общественности за ¦- конфликты и массовые¦
¦ ¦ ¦деятельностью средств массовой¦беспорядки. ¦
¦ ¦ ¦информации; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- низкая политическая культура¦ ¦
¦ ¦ ¦и отсутствие гражданской ¦ ¦
¦ ¦ ¦ответственности и социальной ¦ ¦
¦ ¦ ¦солидарности у большей части ¦ ¦
¦ ¦ ¦жителей города, как членов ¦ ¦
¦ ¦ ¦местного сообщества. ¦ ¦
L--------------+----------------------------------+------------------------------+-----------------------






Приложение № 2

ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ УГРОЗ

   ----T----------------------------------------------T--------------------¬

¦ № ¦ Индикаторы ¦ Недопустимые ¦
¦п/п¦ ¦ (пороговые) уровни ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 1¦индекс развития человеческого потенциала ¦ 0,500 ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 2¦уровень падения промышленного производства ¦ 30 - 40% ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 3¦износ основных фондов на потенциально опасных¦ 70 - 60% ¦
¦ ¦объектах ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 4¦доля импортных продуктов питания ¦ 30% ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 5¦уровень соотношения доходов 10% самых¦ ¦
¦ ¦высокодоходных групп и 10% низкодоходных групп¦ 13 ¦
¦ ¦населения ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 6¦доля населения, живущая за порогом бедности ¦ 10 - 15% ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 7¦доля расходов на покупку продуктов питания в¦ ¦
¦ ¦потребительских расходах населения ¦ 50% ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 8¦соотношение минимальной и средней зарплаты ¦ 1 : 3 ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 9¦уровень зарегистрированной и скрытой¦ 8 - 10% ¦
¦ ¦безработицы ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 10¦продолжительность жизни населения ¦ 64 - 70 лет ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 11¦показатель смертности на 1000 человек¦ 14,0 ¦
¦ ¦населения ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 12¦душевое потребление электроэнергии в¦630,00 кВт. час./чел¦
¦ ¦коммунально-бытовом хозяйстве ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 13¦доля ограничений электроснабжения в суммарном¦ 2,80% ¦
¦ ¦электропотреблении ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 14¦душевое потребление теплоэнергии в¦ 2,00 Гкал/чел ¦
¦ ¦коммунально-бытовом хозяйстве ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 15¦индекс загрязненности атмосферы ¦ 13 ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 16¦индекс загрязненности рек ¦ 4 ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 17¦уровень преступности (количество преступлений¦ 5 - 6 тыс. ¦
¦ ¦на 100 тысяч человек населения) ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 18¦динамика уровня преступности к уровню¦ 5% ¦
¦ ¦предыдущего года ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 19¦количество суицидов на 100 тысяч человек¦ 3 ¦
¦ ¦населения ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 20¦время до прибытия служб, обеспечивающих¦ 45 минут ¦
¦ ¦безопасность населения, по вызову ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 21¦количество дорожно-транспортных происшествий¦ 60 - 70 ¦
¦ ¦на 10 тысяч единиц транспортных средств ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 22¦показатель преждевременной смерти от¦ 50 - 85% ¦
¦ ¦предотвратимых причин от всех смертельных¦ ¦
¦ ¦исходов ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 23¦уровень травматизма на производстве на 1000¦ 3 чел. ¦
¦ ¦работающих ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 24¦уровень потребления алкоголя в год ¦8 л абс. алкоголя на¦
¦ ¦ ¦ человека в год ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 25¦уровень распространенности психической¦ ¦
¦ ¦патологии на 1000 человек ¦ 360 чел. ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 26¦доля граждан, выступающих за кардинальное¦ 40% ¦
¦ ¦изменение политической системы ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+--------------------+
¦ 27¦уровень доверия населения к органам власти ¦ 20 - 25% ¦
L---+----------------------------------------------+---------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru