Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление губернатора Белгородской обл. от 29.01.2004 № 27
"Об областной целевой программе поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья на 2004 - 2010 годы "Молодой семье - доступное жилье"

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных правовых актов Белгородской области", № 58, январь-март, 2004


Утратил силу в связи с изданием постановления губернатора Белгородской обл. от 23.06.2009 № 62.



АДМИНИСТРАЦИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 29 января 2004 г. № 27

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И
ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЬЯ НА 2004 - 2010 ГОДЫ
"МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ"

В целях социально-экономической поддержки молодых семей в области, улучшения демографической ситуации и качества жизни населения постановляю:

1. Утвердить областную целевую программу поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья на 2004 - 2010 годы "Молодой семье - доступное жилье" (далее - Программа, прилагается).

2. Определить заказчиком Программы управление по делам молодежи администрации области.

3. Департаменту финансов и бюджетной политики правительства администрации области (Боровик В.Ф.) ежегодно, начиная с 2004 года, при формировании основных показателей областного бюджета предусматривать выделение средств на реализацию Программы.

4. Департаментам социальной политики (Худаев Д.В.), строительства и транспорта (Сухарев А.А.) правительства администрации области обеспечить реализацию указанной Программы на территории области.

5. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области ежегодно предусматривать выделение средств из местных бюджетов на реализацию Программы.

6. Признать утратившим силу постановление главы администрации области от 13 сентября 2002 года № 370 "О программе строительства жилья для молодых семей на территории области".

7. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.).
Информацию об исполнении постановления представлять ежегодно к 1 февраля.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО





Утверждена
постановлением
губернатора области
от 29 января 2004 года № 27

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПРИОБРЕТЕНИИ
ЖИЛЬЯ НА 2004 - 2010 ГОДЫ
"МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ"

Паспорт Программы

Наименование Программы Областная целевая программа поддержки мо-
лодых семей в строительстве и приобретении
жилья на 2004 - 2010 годы "Молодой семье -
доступное жилье"
Заказчик Программы Администрация Белгородской области в лице
управления по делам молодежи администрации
области
Разработчики Программы Управление по делам молодежи администрации
области, департамент строительства и тран-
спорта правительства администрации области
Цель Программы Создание условий для улучшения демографи-
ческой ситуации на территории Белгородской
области путем формирования системы госу-
дарственной поддержки молодых семей в
решении жилищных проблем
Задачи Программы - создание правовых, экономических условий
и осуществление молодежной политики, нап-
равленных на защиту молодых семей в усло-
виях формирования рыночных отношений,
- поддержка заинтересованности активной
части молодежи в создании экономического
производственного потенциала Белгородской
области,
- развитие финансово-кредитных механизмов,
поиск источников средств для выделения
молодым семьям на приобретение жилья
Сроки реализации Сроки реализации Программы 2004-2010 г.г.
Объемы и источники 35% - средства федерального бюджета,
финансирования выделяемые в соответствии с целевой
Программы программой;
35% - областной и местные бюджеты;
30% - собственные средства молодых семей;
Общий объем финансовых ресурсов в ценах;
2003 г. за 7 лет составит 300 млн. руб.,
в т.ч.:
- из федерального бюджета - 105 млн. руб.;
- из областного бюджета - 90 млн. руб.;
- из местных бюджетов - 15 млн. руб.;
- из личных средств граждан - 90 млн. руб.
Исполнители - управление по делам молодежи администра-
мероприятий Программы ции области;
- органы местного самоуправления городов и
районов области;
- предприятия и организации области раз-
личных форм собственности
Ожидаемые результаты - улучшение качества жизни молодых семей;
реализации Программы - стимулирование у молодежи мотивации к
труду;
- восстановление воспроизводственных про-
цессов в обществе;
- повышение рождаемости населения;
- развитие и закрепление семейных отноше-
ний в молодежной среде;
- привлечение финансовых средств молодых
семей (домохозяйств) в жилищную сферу;
- приобретение или строительство жилья в
течение 7 лет более 900 семьям
Система организации Общее руководство, координацию и контроль
контроля за за реализацией мероприятий Программы осу-
исполнением Программы ществляет областная администрация в лице
департамента социальной политики прави-
тельства администрации области и управле-
ния по делам молодежи администрации
области
Участник Программы Молодая семья - семья, возраст каждого из
супругов в которой не превышает тридцати
лет, признанная в установленном порядке
нуждающейся в улучшении жилищных условий и
постоянно проживающая на территории
области

Законодательное и нормативное
обеспечение Программы

Нормативная правовая база Программы

Программа разработана в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области решения жилищной проблемы молодежи:
Конституция Российской Федерации,
Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики",
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации",
Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года № 1180 "О жилищных кредитах",
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года № 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации",
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года № 28 "Об утверждении Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации",
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года № 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище",
постановление главы администрации области от 13 сентября 2002 года № 370 "О строительстве жилья для молодых семей на территории области",
постановление главы администрации области от 13 сентября 2002 года № 371 "О целевой программе развития ипотечного жилищного кредитования в Белгородской области на 2003 - 2007 годы",
постановление главы администрации области от 31 декабря 2002 года № 481 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем социально незащищенных граждан области",
постановление губернатора области от 15 декабря 2003 года № 202 "Об увеличении объемов капитальных вложений".
В ходе подготовки Программы были использованы материалы проекта федеральной программы "Молодой семье - доступное жилье", разработанной специалистами Союза МЖК России совместно с департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, учтены решения, принятые в ряде субъектов Российской Федерации в целях обеспечения развития молодежного жилищного строительства.

Введение

Областная целевая программа поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья на 2004 - 2010 годы "Молодой семье - доступное жилье" (далее - Программа) разработана управлением по делам молодежи администрации области совместно с департаментом строительства и транспорта правительства администрации области в порядке реализации постановления главы администрации области от 13 сентября 2002 года № 370 "О строительстве жилья для молодых семей на территории области".
Программа создана на основе изучения жилищной проблемы молодежи и предлагает финансово-кредитный и организационный механизмы оказания государственной и иных видов поддержки молодым семьям в строительстве (реконструкции) и приобретении жилья на 2004 - 2010 годы.
Программа предполагает мобилизацию средств населения, а также выделение на первом этапе средств из бюджета области в качестве инвестиций в строительство жилья и предоставление его в рассрочку молодым семьям и молодым гражданам для улучшения их жилищных условий с погашением части стоимости жилья при рождении детей.
Право на получение государственной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья из средств бюджетов всех уровней имеют молодые граждане, постоянно проживающие в Белгородской области. Такое право используется молодой семьей только один раз.
Молодой семьей считается семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает тридцати лет, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории области.
Одной из задач настоящей Программы является создание механизмов, позволяющих консолидировать средства из различных источников и обеспечить их эффективное использование в строительстве жилья для молодежи и молодых семей Белгородской области.
При этом эффективность не должна оцениваться только по самому факту предоставления квартир для молодежи и молодых семей. Особую важность при оценке эффективности имеет комплексность решения задачи. Важно не только предоставить квартиры, но сформировать условия для повышения социальной активности молодежи, стимулирования рождаемости, повышения организованности молодежи и научить ее самостоятельно решать свои проблемы с использованием механизмов самоуправления.

Раздел 1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ

1.1. Оценка и анализ исходной ситуации

На современном этапе социально-экономических преобразований положение молодежи как социальной и возрастной группы является весьма уязвимым во всех жизненно важных областях, в том числе по текущим доходам и обеспеченности жильем.
Жилищная проблема была и остается одной из наиболее сложных и острых проблем сферы реализации государственной молодежной политики области. От успехов в ее разрешении во многом зависят стабильность социально-экономической ситуации области, моральное и физическое здоровье людей, их политические оценки.
Создание эффективных механизмов обеспечения жильем молодежи и молодых семей является особенно актуальным. Дополнительную остроту проблеме придают демографический кризис и связанная с ним необходимость стимулирования рождаемости.
Опыт других стран показывает, что жилищное строительство и активное участие в нем государства в кризисные периоды становится важнейшим рычагом государственной политики в решении социальных проблем общества и экономического развития. Причем в этот период большинство государств значительную часть бремени в решении жилищной проблемы брали на себя.
Создание механизмов улучшения жилищных условий молодых граждан может стать катализатором для развития региона в целом, особенно если эти механизмы ориентируются на вовлечение в процесс самой молодежи, стимулируя ее творческую активность. Яркой демонстрацией такого эффекта явилось создание и развитие движения молодежных жилых комплексов (МЖК), которое в восьмидесятые годы было широко распространено во многих областях, позволило снизить остроту жилищной проблемы молодежи и накопило богатый опыт привлечения молодежи к решению такой сложной проблемы, как жилищная.
В настоящее время в очереди на улучшение жилищных условий в области состоят более 3 тысяч молодых семей, что составляет около 10 тысяч человек, еще более 25 тысяч молодых людей нуждаются в улучшении жилищных условий, но в очереди на улучшение жилищных условий не состоят.
Происшедшие за последние годы в строительном комплексе и на рынке жилья изменения, которые выразились в уменьшении разницы между инвестиционной и рыночной ценами жилья, привели к невозможности использовать прежнюю практику, когда часть средств от рыночной продажи жилья использовалась на строительство бесплатного жилья для очередников. Привлечение для инвестирования кредитов коммерческих банков негативно отражается на себестоимости жилья, увеличивая его значительно по сравнению с чисто подрядными ценами.
Разработанные за последнее время жилищные программы призваны решать проблемы ряда категорий населения, однако число семей, состоящих в очереди, практически не уменьшается. Период ожидания квартиры в очереди приближается к 20 годам. Человек получает жилье в конце своей жизни, большую ее часть живет в условиях, не соответствующих санитарным нормам.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями. Как показывают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не желают заводить детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Почти 50 процентов браков расторгаются. Средняя продолжительность брака у разведенной молодежи до 30 лет - 31 года. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты состояния молодежной среды, в том числе здоровье, образование, рост преступности и др.
Государство в решении жилищной проблемы граждан делает ставку на ипотечное кредитование, но недостаток бюджетных средств на эту программу делает их недоступными для большинства граждан, в том числе молодых.
Предлагаемая Программа базируется на основе Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, но рассчитана на улучшение жилищных условий в первую очередь нуждающейся категории молодых семей. Она учитывает, что человек может и должен получить жилье в начале своей жизни и рассчитываться за него, что именно молодые семьи готовы быть активными участниками жилищной реформы, не ожидая десятилетиями в очередях новой квартиры.
Ставка в Программе делается именно на молодые семьи и молодежь, т.к. более 80 процентов молодых людей в возрасте 20 - 30 лет не имеют собственного жилья, еще хуже дела обстоят с перспективами на получение жилья следующими поколениями молодых людей.
С другой стороны, молодая часть населения старше 25 лет по доходным показателям отличается от общего фона в лучшую сторону. Это обусловлено как более высоким уровнем образования молодежи, так и тем, что значительная ее часть работает в новых секторах экономики.
Однако особенности современного этапа социально-экономических преобразований в стране определили такое текущее соотношение между уровнем доходов и уровнем цен на жилье, при котором большинство молодых семей не в состоянии оплатить жилье в процессе его строительства.

Факторы, влияющие на демографическую ситуацию

Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения.
Факторы, влияющие на демографическую ситуацию, можно разделить на несколько основных групп по принадлежности к определенному классу явлений: экономические, социальные, биологические, экологические, природные и др.
Как показали социологические исследования, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желали заводить детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две:
- отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья;
- низкий уровень доходов.
Необходимо подчеркнуть, что первая из указанных причин формулировалась не как собственно получение жилья, а именно как отсутствие перспектив получения жилья. В основе второй причины лежит несопоставимый размер пособия на детей с уровнем затрат на содержание ребенка.
В Российской Федерации 80 процентов детей рождается в семьях в возрасте до 30 лет. Следовательно, для изменения репродуктивной установки молодых семей нужно найти решение двух вышеуказанных проблем.
Остальные проблемы применительно к поведению молодых семей в сфере рождаемости носят второстепенный характер, не являются определяющими и не требуют значительных финансовых вложений.

Направления совершенствования нормативной
правовой базы в жилищной сфере

В современных условиях положение в жилищном секторе определяется растущим спросом граждан, особенно молодежи, на доступное жилье и невозможностью его приобретения на приемлемых условиях. Современное региональное законодательство должно наряду с прежней ориентацией на потребности социально незащищенных групп населения сделать новый акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего определенным стабильным доходом и, возможно, имеющего в собственности жилье, полученное в результате приватизации.

Влияние жилищных условий на репродуктивное
поведение молодой семьи и на рождаемость детей

Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
Жилищные условия остаются одним из самых критических экономических факторов, влияющих на положение семьи в России. По общей площади жилья на душу населения Россия отстает от США и Швеции в 3,1 раза, от Германии и Франции - в 2,5 раза.
Регулярных исследований по общей жилищной статистике, касающейся молодых семей, нет. Тем не менее, даже локальные мониторинги дают достаточную информацию о наличии такой зависимости.
Например, при исследовании среднего размера семьи в зависимости от типа занимаемого помещения было отмечено, что улучшение жилищных условий в виде предоставления отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи. В целом средняя численность семей, занимающих отдельную квартиру (2,3 человека) или дом (3,6 человека), значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или живут в общежитии (1,6 человека).
В семьях с детьми жилая площадь колеблется в интервале 3,2 - 10,8 кв. м, а в семьях без детей - 5,2 - 12,5 кв. м, т.е. наблюдается уменьшение обеспеченности жилой площадью в семьях с детьми.
По результатам проведенного Госкомстатом России обследования в 22 территориях в семьях, в которых супруги не достигли 25 лет и вступили в брак, удельный вес молодых семей, проживающих совместно с родителями и другими родственниками, в целом по России составил 48,7 процента, причем для городского населения этот показатель существенно выше, чем для сельского: 53,1 процента и 32,0 процента соответственно. Таким образом, на селе почти 70 процентов молодых семей проживают самостоятельно, в городских условиях такая возможность лишь у 47 процентов молодых семей.
Обеспечены жильем выше нормы жилой площади 18 кв. м на человека 4 процента городских и 16 процентов сельских молодых семей, при этом в предельно стесненных условиях (до 5 кв. м на человека) проживает 55 процентов городских и 30 процентов сельских молодых семей.

Распределение молодых семей по размеру жилой площади,
приходящейся на одного члена семьи (в процентах)

   -----------------------T-----------------------------------------¬

¦ ¦ Из общего числа семей, где на 1 чел. ¦
¦ ¦ приходится жилой площади ¦
¦ +------T-------T-------T-------T----------+
¦ ¦ до 5 ¦ 5 - 6 ¦ 7 - 12¦13 - 19¦20 и более¦
¦ ¦кв. м ¦ кв. м ¦ кв. м ¦ кв. м ¦ кв. м ¦
+----------------------+------+-------+-------+-------+----------+
¦Все население ¦50,1 ¦ 19,2 ¦ 24,3 ¦ 5,0 ¦ 1,2 ¦
¦Городское население ¦55,4 ¦ 19,2 ¦ 21,4 ¦ 3,2 ¦ 0,6 ¦
¦Сельское население ¦29,6 ¦ 18,8 ¦ 35,4 ¦ 12,1 ¦ 3,7 ¦
L----------------------+------+-------+-------+-------+-----------


Если учесть, что, по данным исследований, количество молодых семей, проживающих с родителями, последние годы увеличивается, то современное состояние жилищной обеспеченности молодых семей стало еще хуже.
Фактическое положение дел находит отражение и в субъективном отношении молодых супругов к своим жилищным условиям. На селе считают свои жилищные условия удовлетворительными 21 процент молодых семей, в городе - 13 процентов; не удовлетворены жилищными условиями 44 процента и 63 процента соответственно.

Мнения молодых супругов о степени удовлетворенности
своими жилищными условиями (в процентах)

   -----------------------T-----------------------------------------¬

¦ ¦ Из общего числа молодых семей семьи, ¦
¦ ¦ считающие свои жилищные условия ¦
¦ +----------T----------T----------T--------+
¦ ¦удовлетво-¦не совсем ¦неудовле- ¦Затруд- ¦
¦ ¦рительными¦удовлетво-¦творитель-¦няются ¦
¦ ¦ ¦рительными¦ными ¦ответить¦
+----------------------+----------+----------+----------+--------+
¦Все население ¦ 15,1 ¦ 25,1 ¦ 58,8 ¦ 0,9 ¦
¦Городское население ¦ 13,5 ¦ 23,1 ¦ 62,6 ¦ 0,7 ¦
¦Сельское население ¦ 21,3 ¦ 33,1 ¦ 44,1 ¦ 1,5 ¦
L----------------------+----------+----------+----------+---------


На вопрос о намерениях в улучшении своих жилищных условий утвердительно ответили примерно 50 процентов молодых людей как в городе, так и на селе. При этом приобрести или построить жилье на свои средства готовы только 18 процентов горожан и 33 процента сельских жителей. Нерешенная жилищная проблема становится основным фактором отложенного рождения второго ребенка до лучших времен, а часто и отказа от рождения второго ребенка, результатом этого является сокращение среднего размера семьи.
В настоящих сложных экономических условиях, да еще и в отсутствии перспектив получения жилья, возможен отказ и от рождения первого ребенка. Это и ведет к сокращению рождаемости и развитию процессов депопуляции.
Тема обеспеченности жильем молодых семей приобретает актуальность сейчас, в первом десятилетии XXI века, когда вступают в действие структурные факторы изменения численности молодежи. В 2002 году в интервал повышенной брачности и период рождения первого ребенка вступают поколения повышенной рождаемости 1982 - 1988 годов.
В случае изменения социально-экономической ситуации в стране, которое будет с точки зрения семьи признаваться как реальное улучшение ее непосредственного положения, может сократиться интервал между рождением первого и второго ребенка, а также могут произойти отсроченные после экономического кризиса 1998 года рождения в предыдущих поколениях женщин.
Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья может наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Общий анализ ситуации позволяет утверждать, что жилищная политика в области должна учитывать сложившуюся ситуацию в социальной сфере и определить как особую жилищную проблему молодежи и молодых семей.

1.2. Цели и задачи Программы

Целью реализации настоящей Программы является создание системы государственной поддержки в обеспечении доступным жильем молодежи и молодых семей в области путем формирования законодательных, организационных и финансовых механизмов и с учетом необходимости создания предпосылок для улучшения демографической ситуации в области и качества жизни белгородцев.
Для достижения сформулированной выше цели решаются следующие основные задачи:

1. Разработка организационного и финансово-кредитного механизмов государственной поддержки молодых семей и молодых граждан при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья.

2. Создание самофинансируемой системы оказания помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы при определенном объеме бюджетной поддержки.

3. Разработка механизмов мобилизации внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи, формирование условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического и производственного потенциала области, закрепление молодежи в области.

4. Совершенствование областного законодательства в сфере поддержки процессов строительства и приобретения жилья при личном участии гражданина.

5. Обоснование потребности в необходимых финансовых ресурсах, получаемых из различных источников, в том числе из областного бюджета, для осуществления государственной поддержки молодых семей и молодых граждан при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья.

6. Поддержка и стимулирование инициативы молодежи по улучшению своих жилищных условий.

Раздел 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ И РАСЧЕТ
НЕОБХОДИМОГО РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1. Информация о финансировании мероприятий
по реализации Программы (по источникам)

Всего за период реализации Программы будет вовлечено в жилищное строительство средств:
- федерального бюджета - 105 млн. рублей;
- областного бюджета - 90 млн. рублей;
- местных бюджетов - 15 млн. рублей;
- граждан - 90 млн. рублей.

2.2. Эффективность Программы

Социальная

Реализация Программы позволит:
только за счет государственной поддержки, не считая привлеченных средств из других источников, решить жилищную проблему более 900 молодых семей;
сформировать систему государственной поддержки молодых семей в улучшении их жилищных условий;
активизировать строительную индустрию в районах, которые примут участие в Программе, за счет привлечения средств различных источников и концентрации их на строительстве жилых объектов;
увеличить объем жилищного строительства в области;
привлечь сбережения населения в инвестиционно-строительный процесс;
укрепить институт семьи, увеличить рождаемость;
реконструировать жилые дома старого фонда, в том числе общежития;
уменьшить объемы незавершенного строительства;
увеличить эффективность вложенных средств за счет многократного использования финансовых ресурсов;
улучшить социально-бытовые и жилищные условия старшего поколения.

Экономическая

Эффективность Программы существенно зависит от срока, на который предоставляется рассрочка платежей за построенное молодыми семьями жилье.
Реализация Программы позволит обеспечить жильем около 900 молодых семей, ввести в строй более 50 тысяч квадратных метров жилья.

Политическая

Программа, привлекая молодежь и молодежные объединения к решению их жилищной проблемы, способствует формированию общественных структур, заинтересованных в высокой эффективности освоения средств, и механизмов, обеспечивающих контроль за их использованием в строительстве.
Принцип возвратности бюджетных средств позволит на последних этапах Программы перейти к снижению расходов государства на решение жилищных проблем молодежи и, следовательно, всего населения.
Эти отношения будут способствовать воспитанию новой культуры взаимовыгодных отношений граждан с государством.
В итоге существенно поднимется авторитет власти как среди всего населения области, так и его наиболее инновационной части - молодежи, будет надолго обеспечена социальная и политическая стабильность, повысится инвестиционная привлекательность региона.

2.3. Финансовый механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы предусматривает несколько вариантов обеспечения жильем молодых семей в соответствии с жилищным законодательством:
1. Предоставление молодежи и молодым семьям государственной поддержки в виде рассрочки платежа за построенное жилье.
2. Предоставление безвозмездных субсидий.
3. Предоставление ипотечных жилищных кредитов.
4. Обеспечение индивидуального строительства.
5. Предоставление социального жилья.
6. Содействие созданию и функционированию жилищных кооперативов и другие.

Предоставление молодым семьям государственной поддержки
в виде рассрочки платежа за построенное жилье

Реализация данного варианта Программы предусматривает рассрочку платежа на срок от 7 до 10 лет за построенное и предоставленное молодым семьям жилье с первоначальным взносом в размере не более 30 процентов от общей стоимости квартиры.
Для этого средства из бюджета области направляются уполномоченной организацией по реализации Программы на строительство или приобретение жилья согласно ежегодно утверждаемой адресной программе.
Финансовые средства на строительство или приобретение жилья расходуются целевым образом с оформлением на эту сумму целевого займа (кредита) молодым семьям.

Предоставление безвозмездных субсидий

Субсидии молодым семьям предоставляются двух видов.
1 вид субсидий
Безвозмездные субсидии в размере до 40 процентов от общей стоимости жилья предоставляются членам молодых семей, работающим в бюджетных организациях.
Разница между полной стоимостью строящегося или приобретенного жилья и величиной субсидии оплачивается гражданами за счет собственных или привлеченных источников, в том числе до 10 процентов из бюджетов муниципальных образований.
После предоставления молодым семьям новых квартир высвобождаемое ими муниципальное жилье распределяется также молодым семьям.
2 вид субсидий
Дополнительная безвозмездная субсидия предоставляется молодым семьям в период осуществления выплат за приобретенное или строящееся жилье при рождении (усыновлении) ребенка и направляется на погашение средств, предоставленных молодой семье:
при рождении (усыновлении) 1-го ребенка - из расчета 10 процентов не выплаченных средств на момент рождения ребенка;
при рождении (усыновлении) 2-го ребенка - из расчета 20 процентов не выплаченных средств на момент рождения ребенка;
при рождении 3-го ребенка - из расчета 50 процентов не выплаченных средств на момент рождения ребенка.

Предоставление ипотечных жилищных кредитов
молодым семьям и отдельным молодым гражданам

Реализация данного варианта Программы предусматривает предоставление молодым семьям ипотечных жилищных кредитов согласно целевой Программе развития ипотечного жилищного кредитования в Белгородской области на 2003 - 2007 годы.

Обеспечение индивидуального жилищного строительства

Индивидуальное жилищное строительство реализуется в рамках областной целевой программы развития жилищного строительства на территории области на 2004 - 2010 годы.

Содействие созданию и функционированию
жилищных кооперативов

Практика развития молодежных жилищно-строительных кооперативов показала эффективность их работы по снижению себестоимости жилья, привлечению средств предприятий и расширению круга участников за счет ежемесячных взносов вместо единовременной выплаты.
Основной смысл содействия созданию и функционированию молодежных жилищных кооперативов состоит в становлении системы долгосрочного жилищного кредитования с помощью жилищной потребительской кооперации, наделенной функциями сберегательной и ссудной организации, т.е. с активным участием граждан в организациях взаимного кредитования и предприятий в организации кредитования своих работников.
Деятельность таких кооперативов направлена на организацию целевого накопления для получения жилья с рассрочкой погашения кредита и основана на принципах равенства всех участников. Жилье принадлежит кооперативу (а значит и всем его участникам) до окончания выплат по кредиту. Источником средств для покупки квартир являются накапливаемые средства участников кооператива (граждан и предприятий).
Этот вид содействия в улучшении жилищных условий не требует существенного бюджетного финансирования и позволяет участвовать в Программе более широкому кругу семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Раздел 3. СОСТАВ, ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ
УЧАСТНИКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Единым заказчиком Программы на территории области является управление по делам молодежи администрации области.
Основными исполнителями Программы на территории области являются: управление по делам молодежи администрации области, органы местного самоуправления городов и районов области, предприятия и организации различных форм собственности, обеспечивающие целевое использование бюджетного и внебюджетного финансирования путем направления финансовых ресурсов на строительство или приобретение жилья для молодых семей.
Органы местного самоуправления городов и районов области создают условия для успешного развития молодежного жилищного строительства на соответствующих территориях.
Списки молодых семей - участников Программы составляются органами местного самоуправления и согласовываются с Заказчиком Программы.
Предприятия и организации различных форм собственности оказывают финансовую поддержку своим работникам, в том числе за счет выдачи поручительств перед региональными банками в системе корпоративного кредитования.
Исполнителем подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы на территории Белгородской области является администрация области в лице управления по делам молодежи администрации области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru