| |
Решение арбитражного суда Белгородской области от 08.09.2004 по делу № А08-4138/04
О признании незаконными действий и понуждении заключения договора.
(Извлечение)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 сентября 2004 г. по делу № А08-4138/04
(извлечение)
Арбитражный суд Белгородской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИП к Губкинской территориальной администрации Белгородской области при участии третьих лиц: Комитета по архитектуре и капитальному строительству, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству: Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Белгородской области (Губкинский филиал) о признании незаконными действий и понуждении заключения договора,
установил:
ИП обратилось в арбитражный суд с заявлением к Губкинской территориальной администрации Белгородской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставления земельного участка, расположенного по адресу г. Губкин, ул. Комсомольская, 12 общей площадью 980 кв. м кадастровый номер 31:04:010103:0082 под принадлежащей ей на праве собственности частью здания, в собственность за плату. Одновременно просит понудить ответчика заключить с ней договор купли-продажи этого земельного участка.
В суде заявление поддержано.
Ответчик в отзыве и в суде требования не признал, указывая на то, что собственником земельного участка является субъект РФ - Белгородская область, к которому следует обратиться заявителю с заявлением о продаже спорного земельного участка.
Представитель Комитета по архитектуре и капитальному строительству полагается на мнение суда.
Представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству и учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Белгородской области в судебное заседание не явились, что не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие, так как о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ИП является собственником недвижимого имущества - части здания, расположенной по адресу: г. Губкин, ул. Комсомольская, 12, лит. Б 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.04.2004 (регистрационный № 31-01/05-16/2003 - 370) и никем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 30.10.2001, собственники зданий, строений и сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены указанные объекты, в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами. Согласно пункту 5 этой же статьи для приобретения права на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
ИП обратилось в Губкинскую территориальную администрацию Белгородской области как в орган, уполномоченный принимать заявки на выкуп земельных участков. Поскольку в двухнедельный срок, как это предусмотрено пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация не направила истцу проект договора купли-продажи с предложением о его заключении, истец сам направил проект договора.
Администрация отказала в продаже земельного участка, указывая на то, что недвижимое имущество расположено на неделимом земельном участке, поэтому договор купли-продажи следует заключить с множеством лиц.
В суде администрация заявила о том, что надлежащим ответчиком является субъект РФ - Белгородская область.
Прасолова является собственником части здания, принадлежавшего до приватизации арендному предприятию "Губкинская швейная фабрика".
В соответствии со статьей 4 п. 1 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых расположено приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации относятся к собственности субъекта Российской Федерации и распоряжение ими осуществляет субъект Российской Федерации.
Между тем названная выше статья устанавливает лишь основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности. Само же разграничение государственной собственности на землю производится в порядке, определенном статьей 6 того же закона, предусматривающим подготовку специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти перечней земельных участков, согласование перечней с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, утверждение перечней Правительством Российской Федерации и внесение сведений о земельных участках, включенных в перечни, в документы государственного земельного кадастра.
До настоящего времени разграничения государственной собственности на землю не произведено. При таком положении нельзя утверждать, что спорный земельный участок относится к муниципальной собственности.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Поэтому распоряжение земельными участками в названных субъектах до разграничения государственной собственности на землю должно осуществляться органами исполнительной власти этих субъектов.
С учетом изложенного, в рассматриваемых правоотношениях надлежащей стороной по договору купли-продажи земельного участка является субъект РФ - орган исполнительной власти Белгородской области.
Поскольку в отношении субъекта РФ досудебный порядок урегулирования спора не соблюден, а Губкинская территориальная администрация, которой направлялся проект договора надлежащим ответчиком не является, в заявленных требованиях следует отказать.
Дело возникло по вине заявителя, поэтому уплаченную при подаче заявления госпошлину в сумме 1000 руб. следует отнести на него.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, суд
решил:
В заявлении ИП к Губкинской территориальной администрации Белгородской области о признании незаконными действий и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу г. Губкин, ул. Комсомольская, 12 общей площадью 980 кв. м кадастровый номер 31:04:010103:0082 отказать.
Госпошлину в сумме 1000 руб. отнести на ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|