Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение арбитражного суда Белгородской области от 08.09.2004 по делу № А08-4138/04
О признании незаконными действий и понуждении заключения договора.
(Извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 сентября 2004 г. по делу № А08-4138/04

(извлечение)

Арбитражный суд Белгородской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИП к Губкинской территориальной администрации Белгородской области при участии третьих лиц: Комитета по архитектуре и капитальному строительству, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству: Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Белгородской области (Губкинский филиал) о признании незаконными действий и понуждении заключения договора,

установил:

ИП обратилось в арбитражный суд с заявлением к Губкинской территориальной администрации Белгородской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставления земельного участка, расположенного по адресу г. Губкин, ул. Комсомольская, 12 общей площадью 980 кв. м кадастровый номер 31:04:010103:0082 под принадлежащей ей на праве собственности частью здания, в собственность за плату. Одновременно просит понудить ответчика заключить с ней договор купли-продажи этого земельного участка.
В суде заявление поддержано.
Ответчик в отзыве и в суде требования не признал, указывая на то, что собственником земельного участка является субъект РФ - Белгородская область, к которому следует обратиться заявителю с заявлением о продаже спорного земельного участка.
Представитель Комитета по архитектуре и капитальному строительству полагается на мнение суда.
Представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству и учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Белгородской области в судебное заседание не явились, что не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие, так как о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ИП является собственником недвижимого имущества - части здания, расположенной по адресу: г. Губкин, ул. Комсомольская, 12, лит. Б 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.04.2004 (регистрационный № 31-01/05-16/2003 - 370) и никем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 30.10.2001, собственники зданий, строений и сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены указанные объекты, в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами. Согласно пункту 5 этой же статьи для приобретения права на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
ИП обратилось в Губкинскую территориальную администрацию Белгородской области как в орган, уполномоченный принимать заявки на выкуп земельных участков. Поскольку в двухнедельный срок, как это предусмотрено пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация не направила истцу проект договора купли-продажи с предложением о его заключении, истец сам направил проект договора.
Администрация отказала в продаже земельного участка, указывая на то, что недвижимое имущество расположено на неделимом земельном участке, поэтому договор купли-продажи следует заключить с множеством лиц.
В суде администрация заявила о том, что надлежащим ответчиком является субъект РФ - Белгородская область.
Прасолова является собственником части здания, принадлежавшего до приватизации арендному предприятию "Губкинская швейная фабрика".
В соответствии со статьей 4 п. 1 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых расположено приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации относятся к собственности субъекта Российской Федерации и распоряжение ими осуществляет субъект Российской Федерации.
Между тем названная выше статья устанавливает лишь основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности. Само же разграничение государственной собственности на землю производится в порядке, определенном статьей 6 того же закона, предусматривающим подготовку специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти перечней земельных участков, согласование перечней с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, утверждение перечней Правительством Российской Федерации и внесение сведений о земельных участках, включенных в перечни, в документы государственного земельного кадастра.
До настоящего времени разграничения государственной собственности на землю не произведено. При таком положении нельзя утверждать, что спорный земельный участок относится к муниципальной собственности.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Поэтому распоряжение земельными участками в названных субъектах до разграничения государственной собственности на землю должно осуществляться органами исполнительной власти этих субъектов.
С учетом изложенного, в рассматриваемых правоотношениях надлежащей стороной по договору купли-продажи земельного участка является субъект РФ - орган исполнительной власти Белгородской области.
Поскольку в отношении субъекта РФ досудебный порядок урегулирования спора не соблюден, а Губкинская территориальная администрация, которой направлялся проект договора надлежащим ответчиком не является, в заявленных требованиях следует отказать.
Дело возникло по вине заявителя, поэтому уплаченную при подаче заявления госпошлину в сумме 1000 руб. следует отнести на него.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, суд

решил:

В заявлении ИП к Губкинской территориальной администрации Белгородской области о признании незаконными действий и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу г. Губкин, ул. Комсомольская, 12 общей площадью 980 кв. м кадастровый номер 31:04:010103:0082 отказать.
Госпошлину в сумме 1000 руб. отнести на ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru