Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление правительства Белгородской обл. от 19.11.2004 № 175-пп
"О ценообразовании при обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Белгородской области"

Официальная публикация в СМИ:
"Белгородские известия", № 205, 01.12.2004






ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 19 ноября 2004 г. № 175-пп
Белгород

О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ПРИ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

С введением в действие федерального и областного законов, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения, значительно увеличилось и продолжает возрастать количество сделок с земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. При этом подавляющая часть таких сделок приходится на земельные доли. Из 280 тысяч земельных долей, образовавшихся при реорганизации колхозов и совхозов, значительная их часть (около 45 процентов) перешла к другим собственникам путем внесения в уставный капитал агропромышленных формирований, в порядке наследования, купли-продажи и другими способами.
Данное движение земельных участков и в особенности долей напрямую сказывается на взаимоотношениях собственников земли и сельскохозяйственных товаропроизводителей, затрагивает общественные интересы и интересы государства.
В то же время из-за нечеткого законодательного регулирования некоторых вопросов оборота сельскохозяйственных земель, недостаточного контроля со стороны государственных и муниципальных органов имеют место нарушения требований нормативных актов при осуществлении сделок купли-продажи земельных долей.
Пользуясь недостаточными знаниями владельцев земельных долей норм законодательства и порядка действий при их реализации, некоторые структуры, как правило, зарегистрированные за пределами области и стремящиеся купить доли, навязывают свои условия, ущемляющие интересы собственников долей, товаропроизводителей и государства. Особенно это касается вопроса ценообразования на земельные доли и участки при их продаже, расчета компенсации при выделе земельных участков, некоторых других случаев.
В целом реализация земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения по заниженной цене относительно ее реальной рыночной стоимости приводит также к существенному недополучению налоговых платежей от этих сделок.
В целях защиты интересов собственников земельных долей и земельных участков сельскохозяйственного назначения, обеспечения их стабильных и долгосрочных взаимоотношений с сельскохозяйственными товаропроизводителями, реализации справедливого и обоснованного механизма ценообразования на земли сельскохозяйственного назначения, включая стоимость долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, оказания информационной и другой поддержки собственникам земельных долей и недопущения спекулятивного характера сделок с землями сельскохозяйственного назначения правительство области постановляет:

1. Рекомендовать участникам гражданско-правовых сделок, связанных с куплей-продажей земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории области, при определении их цены руководствоваться кадастровой стоимостью земель сельскохозяйственного назначения, утвержденной постановлением главы администрации Белгородской области от 13 сентября 2002 года № 364 "Об утверждении государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий Белгородской области", как наиболее приближенной к реальной рыночной стоимости.

2. Предложить главам местного самоуправления городов и районов области:
- организовать работу по разъяснению порядка определения цены на земельные доли. Довести до сведения собственников земельных долей информацию о кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения на территории соответствующего муниципального образования;
- обеспечить ведение постоянного мониторинга движения земельных участков и земельных долей, в том числе четко следить за ценообразованием этих сделок. Поддерживать постоянную связь и взаимный обмен информацией по этим вопросам с руководителями хозяйств, главами сельских администраций, а также с соответствующими областными государственными органами;
- при выявлении случаев занижения стоимости продажи земельных долей, а также других нарушений процедуры этих сделок, включая заключение договоров без указания даты, структурами, не являющимися участниками коллективно-долевой собственности, незамедлительно инициировать проверки, в том числе проведение параллельных экспертиз ценообразования и принимать меры по приведению данных сделок в соответствие с нормативными документами;
- принять конкретные меры по активизации работы, связанной с передачей долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в собственность области при предоставлении взамен земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства в установленном порядке, значительно превышающего стоимость земельной доли, что является выгодным для населения способом распоряжения этой собственностью.

3. Департаменту имущественных и земельных отношений Белгородской области (Шамаев В.П.) совместно с департаментом агропромышленного комплекса Белгородской области (Анисимов А.И.) при участии органов местного самоуправления:
- обеспечить контроль за соблюдением требований законодательства при ценообразовании на земельные участки сельскохозяйственного назначения и земельные доли при их купле-продаже, выплате справедливой компенсации участникам коллективно-долевой собственности при их выделе в натуре, выкупе для государственных или муниципальных нужд;
- в необходимых случаях, прежде всего при выкупе земельных долей и земельных участков сельскохозяйственного назначения для государственных или муниципальных нужд, при использовании государством преимущественного права их выкупа, выкупе земельных участков арендаторами, определении компенсаций другим участникам долевой собственности, переводе прав и обязанностей стороны по договору на Белгородскую область, проводить независимую экспертизу объективности ценообразования этих объектов.
С этой целью до 1 февраля 2005 года провести конкурс по отбору уполномоченных организаций, имеющих право на проведение оценочных работ с земельными участками:
- в связи с необходимостью предотвращения спекулятивного оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, их скупки по заниженным ценам и других негативных явлений в месячный срок подготовить соответствующие документы по образованию областного земельного фонда, который законными способами и в соответствии с добровольным решением собственников сельскохозяйственных земель и земельных долей должен проводить работу по их аккумулированию на приемлемых условиях (в управление, в доверительное управление, в собственность на условиях пожизненного содержания и других);
- в случаях выявления нарушений при ценообразовании на земельные доли, затрагивающие интересы государства и (или) граждан, инициировать направление соответствующих материалов в суд по расторжению подобных сделок.

4. Поручить государственному специализированному учреждению "Фонд государственного имущества Белгородской области" (Литвинов С.С.), выполняющему в соответствии с постановлением правительства области от 31 марта 2004 года № 8-пп "Об уполномоченном органе и операторе по обороту земель сельскохозяйственного назначения на территории области" функции оператора по обороту земель сельскохозяйственного назначения, проводить изучение складывающейся конъюнктуры цен на земельные участки сельскохозяйственного назначения и земельные доли. Ежемесячно обобщать данную информацию и направлять ее соответствующим органам управления для принятия мер и внесения предложений.

5. Предложить прокуратуре Белгородской области (Кондрашов П.П.), управлению внутренних дел Белгородской области (Гончаров Н.В.) провести проверки по фактам массовой скупки долей в праве общей собственности на земельные участки структурами, не являющимися участниками долевой собственности и фактически нарушающими земельное законодательство.

6. Рекомендовать учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Белгородской области (Антонова А.В.) при регистрации сделок купли-продажи земельных долей и с земельными участками, выделенными в счет земельных долей, учитывать в работе качество материалов оценки, предусмотренных действующим законодательством.

7. Рекомендовать управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Белгородской области (Клименко В.И.) при определении правильности уплаты налогов по заключаемым гражданами и юридическими лицами сделкам с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации руководствоваться утвержденными на территории области показателями кадастровой стоимости данных земель и осуществлять контроль за размером налогооблагаемой базы, образуемой в результате совершенных сделок.

8. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области - руководителя аппарата губернатора области Полухина О.Н.
Об исполнении постановления информировать к 1 марта 2005 года.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru