Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление правительства Белгородской обл. от 14.12.2004 № 191-пп
"Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения области"

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных правовых актов Белгородской области", № 66, декабрь-январь, 2005






ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
14 декабря 2004 г. N. 191-пп
Белгород

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 февраля 2003 года № 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" правительство области постановляет:

1. Утвердить Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения области (далее - Требования, прилагаются).

2. Создать комиссию для отнесения потенциально опасных объектов к классам опасности и утвердить ее состав (прилагается - не приводится).

3. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области довести настоящие Требования до руководителей предприятий и организаций всех форм собственности и обеспечить их исполнение.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области - секретаря Совета безопасности области Пучкова В.В.
Об исполнении постановления информировать к 30 апреля 2005 года.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО





Утверждены
постановлением
правительства Белгородской области
от 14 декабря 2004 г. № 191-пп

ТРЕБОВАНИЯ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО
ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЛАСТИ

I. Общие положения

1. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения области (далее - Требования) предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (далее - потенциально опасные объекты), и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения).
Указанные Требования соблюдаются при:
определении опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий, организации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, их моделированию, районированию территорий Российской Федерации по наличию опасных производств и объектов;
организации работы по определению показателей степени риска на объектах экономики и территориях;
классификации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в зависимости от опасности возникновения на них чрезвычайных ситуаций;
проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, опасных для населения и территорий;
управлении мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от их опасных воздействий;
подготовке объектов и территорий к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оценке готовности потенциально опасных объектов к предупреждению и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, настоящие Требования должны соблюдаться при учете и установлении причин чрезвычайных ситуаций, проведении государственной экспертизы, государственного надзора и контроля, осуществлении разрешительной деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.

2. Требования разработаны в соответствии с:
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 года № 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней";
постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 года № 61 "Об утверждении изменений № 1 к Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней";
постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 года № 65 "Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности";
постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 года № 62 "Об утверждении изменения № 1 к Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности";
законом Белгородской области от 23 сентября 1998 года № 41 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
другими законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.

3. Требования предназначаются для применения:
органами исполнительной власти области в соответствии с положением об областной территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема РСЧС);
органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти области и органах местного самоуправления (далее - органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), всех уровней РСЧС;
организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.

4. Настоящие Требования не распространяются на вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций на радиационно опасных объектах.

II. Определение опасности чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для населения и территорий

5. Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:
на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;
на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).

6. При прогнозировании чрезвычайных ситуаций определяются:
показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба);
опасность, которую представляет чрезвычайная ситуация техногенного характера в общем (интегральном) риске чрезвычайных ситуаций.

7. Для установления степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:
расчетные сценарии возможных крупных аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям (условия возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы);
частота или вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций по каждому из выбранных расчетных сценариев;
границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации;
распределение людей (производственного персонала и населения) на территории, в пределах которой может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации.

8. Определение степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера производится на основе нормативно-методической документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их воздействия.

9. При отсутствии достаточных исходных данных для определения степени риска чрезвычайных ситуаций на конкретных потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения допускается использование информации об оценках риска для объектов-аналогов, а также статистические данные о частоте аварий для отдельных видов технологического оборудования и коммуникаций.

10. В основу организации взаимодействия области и других субъектов Российской Федерации при прогнозировании чрезвычайных ситуаций должны быть положены:
существующая структура построения функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
документы, определяющие порядок сбора и обмена информацией в сфере прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

11. По результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:
1 класс - потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и (или) трансграничных чрезвычайных ситуаций;
2 класс - потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;
3 класс - потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;
4 класс - потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;
5 класс - потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

12. Отнесение потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения к классам опасности осуществляется комиссией, образуемой правительством Белгородской области. В состав комиссии включаются представители Главного управления МЧС России по Белгородской области и специально уполномоченных органов в области промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, специализированных организаций.

13. Сведения о классификации потенциально опасных объектов представляются комиссией в МЧС России. Главное управление МЧС России по Белгородской области осуществляет учет потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в установленном порядке.

14. Организация прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе представляемой информации о всех имеющихся на территории области потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения.

15. Результаты прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера учитываются при решении вопросов проектирования, строительства, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, выдаче разрешений и лицензий на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью.

16. Организация прогнозирования чрезвычайных ситуаций в области осуществляется Главным управлением МЧС России по Белгородской области совместно с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти области и координируется областной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

17. Система прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории области предусматривает:
организацию взаимодействия между территориальной подсистемой РСЧС области и звеньями функциональных подсистем РСЧС через областную комиссию по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (представление областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности сведений о состоянии обстановки на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения и прилегающих к ним территориях, принятых мерах по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска их возникновения, мерах по повышению готовности сил и средств, предназначенных для локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и планах их действий);
организацию обмена оперативными сводками между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти области и органами местного самоуправления городов и районов области и регламентацию форм отчетности об авариях и чрезвычайных ситуациях в пределах всех муниципальных образований области (ежесуточных, ежемесячных, ежеквартальных и др.);
создание в Главном управлении МЧС России по Белгородской области, органах местного самоуправления городов и районов области необходимых банков данных по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
создание пакетов необходимой научно-технической и методической документации Главным управлением МЧС России по Белгородской области по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
анализ принятых технических решений по предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном, территориальном уровнях;
разработку методологий и методик вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

III. Требования к потенциально опасным объектам
и объектам жизнеобеспечения

Требования на стадии разработки ходатайства о намерениях
инвестирования в строительство и обоснования инвестиций
в строительство предприятий, зданий и сооружений

18. В соответствии с принятыми в установленном порядке нормативными правовыми актами и документами в строительстве вероятность, масштаб, продолжительность возможных чрезвычайных ситуаций и затраты на предупреждение чрезвычайных ситуаций учитываются в ходатайстве (декларации) о намерениях инвестирования в строительство (далее - ходатайство о намерениях) и в обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (далее - обоснования инвестиций) при определении номенклатуры продукции, мощности и выборе места (района) размещения потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения.

19. Главное управление МЧС России по Белгородской области в пределах своей компетенции представляет заказчикам (инвесторам) по их запросам исходные данные, необходимые для разработки ходатайства о намерениях, и обоснования инвестиций. В состав исходных данных включаются сведения о наличии источников чрезвычайных ситуаций и уровнях риска чрезвычайных ситуаций на территории (в районе), где предполагается разместить площадку (трассу) строительства потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения.

20. Решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и в обосновании инвестиций представляются в виде текстовых и графических материалов, содержащих сведения в соответствии с установленным порядком.

21. Разработка решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обосновании инвестиций осуществляется при наличии у разработчика соответствующей лицензии, выдаваемой в установленном порядке.

22. Правильность определения вероятности, масштабов и продолжительности ЧС в составе ходатайства о намерениях рассматривается Главным управлением МЧС России по Белгородской области при подготовке решения органом исполнительной власти муниципального образования о предварительном согласовании (выделении) земельного участка. После получения положительного заключения Главного управления МЧС России по Белгородской области осуществляется разработка обоснования инвестиций.

23. Главное управление МЧС России по Белгородской области согласовывает задание на разработку обоснования инвестиций в строительство потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, включает в него требования о необходимости учета мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Указанный орган вправе включать в задание требования по проведению специальных инженерных изысканий, необходимых для получения или уточнения данных о степени опасности района строительства.

24. Обоснования инвестиций на строительство потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в городах и других поселениях разрабатываются с учетом мероприятий по предупреждению ЧС, предусмотренных утвержденной градостроительной документацией, Градостроительным кодексом Российской Федерации для городских и сельских поселений, других муниципальных образований.

25. При наличии положительного заключения государственной экспертизы осуществляется выбор земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласование намечаемых проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям объекта.

Требования на стадии разработки проекта строительства

26. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства осуществляется на основе соответствующих решений и информации, полученных на предыдущих этапах процесса проектной подготовки строительства (при разработке градостроительной документации, ходатайства о намерениях, обоснования инвестиций).

27. В соответствии с принятыми в установленном порядке нормативными документами системы нормативных документов в строительстве мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций разрабатываются в проекте строительства в составе специального раздела.

28. По запросу заказчика органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции сообщают исходные данные и требования для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

29. В установленном порядке Главное управление МЧС России по Белгородской области согласовывает задание на разработку проектной документации.

30. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства осуществляется с учетом анализа степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера во взаимосвязи с материалами декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений.

31. В проекте строительства предусматриваются мероприятия:
по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства, и снижению их тяжести;
по защите от поражающего воздействия источников чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, включая аварии на транспорте;
по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций в результате опасных природных процессов.

32. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций предусматриваются:
установление перечня опасных производств с определением опасных веществ и их количества для каждого производства;
определение зон поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций с указанием применяемых для этого методик расчетов;
определение численности и размещения производственного персонала проектируемого объекта, объектов и (или) организаций, которые могут оказаться в зоне поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;
определение численности и размещения населения на территории, прилегающей к зоне поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;
решение по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению выбросов опасных веществ в количествах, создающих угрозу населению и территории;
устройство систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций;
решения, направленные на предупреждение развития и локализацию чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросами (сбросами) опасных веществ;
решения по обеспечению безопасности населения при возможных взрывах и пожарах;
устройство систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализации, а также безаварийной остановки производств, представляющих реальную угрозу населению и территории в случае аварии;
решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии;
резервирование источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;
создание резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте;
решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта); система оповещения о чрезвычайных ситуациях;
решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта;
решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

33. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, в том числе аварий на транспорте, предусматриваются:
определение потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения и транспортных коммуникаций, аварии на которых могут стать причиной возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте строительства;
определение зон поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации на рядом расположенных потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, а также объектах транспорта с указанием источника информации или применяемых методик расчетов;
определение численности и размещения людей на проектируемом объекте, которые могут оказаться в зоне чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на рядом расположенных объектах;
решения, реализуемые при строительстве проектируемого объекта, по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздействия поражающих факторов.

34. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, источниками которых являются опасные природные процессы, предусматриваются:
определение природно-климатических условий в районе расположения объекта строительства;
проведение необходимых инженерных изысканий с целью оценки частоты и интенсивности проявления опасных природных процессов, а также установления категории их опасности;
мероприятия по инженерной защите территорий объекта, зданий, сооружений и оборудования (в случае необходимости) от опасных геологических процессов, затоплений и подтоплений, экстремальных ветровых и снеговых нагрузок, наледей, природных пожаров и т.д.;
мероприятия по молниезащите;
системы мониторинга опасных природных процессов и оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера.

35. В состав проектной документации включаются: ситуационный план (планы) с обозначением проектируемого объекта, рядом расположенных объектов, населенных пунктов, транспортных коммуникаций (попадающих в зону действия поражающих факторов при чрезвычайной ситуации на проектируемом объекте), а также границ зон возможной опасности и зон вероятных чрезвычайных ситуаций с указанием численности людей в этих зонах;
генеральный план объекта строительства с экспликацией зданий и сооружений, указанием этажности, количества работающих и указанием путей эвакуации людей с территории объекта.

36. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе проекта строительства подлежат государственной экспертизе в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации".

37. Разработка указанных в п.п. 34 - 35 настоящих Требований мероприятий производится с целью обеспечения их своевременного учета при проектировании генерального плана, архитектурно-планировочных, объемно-планировочных, технологических и инженерных решений объекта строительства, определении технико-экономических показателей проекта.

Требования на стадии строительства и ввода в эксплуатацию

38. При строительстве потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения предусматривается защита работников строительных организаций, строительных производственных баз, складов, временных поселков и других объектов, обеспечивающих строительство, от опасных воздействий чрезвычайных ситуаций, источники которых находились в зоне до начала строительства.

39. До реализации в полном объеме всех запроектированных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций не допускаются завоз и размещение на площадке строительства опасных веществ и материалов, предусмотренных технологическими процессами, в том числе для производства испытаний и пробных пусков оборудования.

40. Программа пуско-наладочных работ и испытаний на потенциально опасном объекте и объекте жизнеобеспечения должна предусматривать мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, защите работников объекта, населения и территорий.

41. Уполномоченный представитель органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям включается в состав комиссии по проведению пуско-наладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасного объекта в эксплуатацию. При этом осуществляется контроль за:
соответствием проектной и эксплуатационной документации действующим нормам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
готовностью персонала, сил и средств к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
соответствием производимых испытаний и проверок утвержденной программе работ.

42. Проведение пуско-наладочных работ и испытаний, в ходе которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, не допускается без наличия составленного и утвержденного в соответствии с установленным порядком Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Перед проведением пуско - наладочных работ и испытаний осуществляется проверка соответствия квалификационным требованиям и допусков к работе персонала, участвующего в локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

43. При необходимости по предложению Главного управления МЧС России по Белгородской области могут проводиться тренировки и учения по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в результате аварий на этапе ввода потенциально опасного объекта и объекта жизнеобеспечения в эксплуатацию с задействованием объектовых и территориальных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведением мероприятий по защите персонала, населения и территорий.

44. Ввод потенциально опасного объекта и объекта жизнеобеспечения в эксплуатацию производится при наличии следующих утвержденных документов:
заключения о соответствии реализованных при строительстве мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера проектной документации;
заключения о готовности объектовых сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждается органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на потенциально опасном объекте (утверждается руководителем потенциально опасного объекта).

Требования на стадии эксплуатации

45. К основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся:
разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории;
обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях;
сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий;
декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения;
создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

46. На потенциально опасном объекте и объекте жизнеобеспечения разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и документация, регламентирующая деятельность объекта, которая включает:
порядок учета отклонений технологических параметров до опасных значений;
систему анализа причин отклонений от требований безопасности и учета всех неполадок, временных остановок технологического процесса, оборудования с разработкой мер по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций.

47. Для обеспечения готовности потенциально опасного объекта и объекта жизнеобеспечения к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций система оповещения объекта должна соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".

48. Реализация мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте и объекте жизнеобеспечения осуществляется под руководством лица, возглавляющего эксплуатирующую организацию. В составе органов управления организацией формируются координирующий орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (объектовая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности), постоянно действующий орган управления (отдел, сектор), специально уполномоченный на решение задач в указанной области (орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), и орган повседневной реализации мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (дежурно-диспетчерская служба организации).

49. Орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям объекта координирует деятельность подразделений, объектовых служб производственного контроля, промышленной безопасности, природоохранных и других в соответствии с их функциями и задачами в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечивает взаимодействие в области предупреждения чрезвычайных ситуаций с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и органами местного самоуправления.

50. Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера уточняются организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, с периодичностью не реже одного раза в пять лет или чаще в случаях проведения реконструкций, изменений технологии, увеличения численности производственного персонала, ужесточения требований по безопасности смены, эксплуатирующей организации или передачи объекта в аренду.

51. В случае обнаружения при эксплуатации объекта превышения показателей риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера над проектными, эксплуатирующая организация принимает компенсирующие указанное превышение меры.

52. Главное управление МЧС России по Белгородской области и органы местного самоуправления осуществляют контроль за правильностью определения показателей риска чрезвычайных ситуаций и мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте в течение всего периода его эксплуатации.

53. Организации создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

54. На опасных производственных объектах систематически проводятся учебно-тренировочные занятия с персоналами смен по графикам, утвержденным руководителями предприятий.

55. Для представления информации о потенциально опасном объекте по запросам граждан и общественных организаций используется "Информационный лист" организации установленной формы, включаемый в состав декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Требования на стадии вывода из эксплуатации

56. Работы по выводу потенциально опасного объекта и объекта жизнеобеспечения из эксплуатации (ликвидация, перепрофилирование производства, консервация) производятся по специальному проекту, в составе которого предусматриваются мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и техногенно-природного характера.

57. Организация, эксплуатирующая потенциально опасный объект и объект жизнеобеспечения, извещает органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и органы местного самоуправления о начале работ по выводу объекта из эксплуатации. Указанные органы назначают уполномоченных представителей по осуществлению контроля за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при производстве работ.

58. Главное управление МЧС России по Белгородской области по запросу заказчика сообщает исходные данные (в пределах его компетенции), а также требования для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при выводе объекта из эксплуатации. Эти требования включаются в задание на проектирование вывода объекта из эксплуатации.

59. В составе задания на проектирование вывода из эксплуатации потенциально опасного объекта отражаются:
класс опасности выводимого из эксплуатации объекта и перечень возможных источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера на нем;
перечень возможных источников чрезвычайных ситуаций природного характера в районе объекта;
дополнительные требования, которые должны быть учтены при проектировании.

60. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций выполняется с учетом анализа риска чрезвычайных ситуаций во взаимосвязи с материалами декларации безопасности выводимого из эксплуатации потенциально опасного объекта.

IV. Требования по подготовке руководителей и специалистов
потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения
в области защиты от чрезвычайных ситуаций

61. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководителей и специалистов потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения независимо от их организационно-правовой формы, специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Положением утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

62. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется путем проведения занятий, сборов, учений и тренировок на объектах экономики области, в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области, на курсах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям категорированных городов, непосредственно по месту работы, центрах подготовки федеральных органов исполнительной власти.

63. Главное управление МЧС России по Белгородской области осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой в области защиты от чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

V. Оценка готовности потенциально опасных объектов к
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принятых
мер по защите населения и территорий

64. Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения, подлежат обязательной оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в дальнейшем - оценка готовности объектов).

65. Оценка готовности объектов осуществляется комиссиями МЧС России, Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главного управления МЧС России по Белгородской области с учетом классов опасности объекта, определенных в п. 11 настоящих Требований:
потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения 1 класса - комиссией МЧС России;
потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения 2 класса - комиссией Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения 3,4 и 5 классов - комиссией Главного управления МЧС России по Белгородской области.

66. Проведение оценки готовности объекта предусматривается с периодичностью не реже одного раза в пять лет в виде самостоятельного мероприятия или с включением в планы регулярных и внеочередных проверок организаций по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций. Для проведения оценки допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.

67. Показатели, периодичность и порядок оценки готовности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения определяются в установленном порядке. Обязательными показателями готовности потенциально опасного объекта являются оснащенность объекта средствами предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций и способность объектовыми силами ликвидировать локальную чрезвычайную ситуацию, защищенность объекта от опасных природных процессов, наличие системы оповещения от чрезвычайных ситуаций, резервов материальных, финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения.

68. Для оценки готовности объекта эксплуатирующая организация в соответствующую комиссию представляет следующие материалы:
необходимую проектную документацию на строительство;
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
декларацию безопасности объекта;
план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

69. При необходимости комиссии представляются и другие документы, связанные с вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на объекте.

VI. Учет и установление причин чрезвычайных ситуаций

70. В целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций все чрезвычайные ситуации техногенного характера подлежат учету, устанавливаются причины их возникновения, а также оценивается ущерб. Порядок учета и установления причин чрезвычайных ситуаций определяется в установленном порядке.

71. Должностные лица организации, производственная деятельность которой привела к возникновению чрезвычайной ситуации, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления городов и районов области обеспечивают сохранность проектной и технической документации, а также по возможности сохранение в неизменном виде технических средств для установления причин инцидента (аварии), приведшего к чрезвычайной ситуации, если указанные действия не препятствуют ее ликвидации.

72. В зависимости от класса чрезвычайной ситуации формируются соответствующие комиссии по установлению ее причин.
Состав комиссии по установлению причин чрезвычайных ситуаций определяется:
при локальной чрезвычайной ситуации - органом исполнительной власти муниципального образования по месту расположения потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения в случае, если в результате чрезвычайной ситуации имеются пострадавшие среди населения или нарушены условия жизнедеятельности людей. В остальных случаях причины локальных чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми документами, утверждаемыми по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией:
местной и территориальной чрезвычайной ситуации - решением органа исполнительной власти области;
региональной чрезвычайной ситуации - решением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

73. Комиссия приступает к установлению причин незамедлительно после возникновения чрезвычайной ситуации. Установление причин чрезвычайной ситуации, обусловленной аварией, проводится с учетом материалов технического расследования причин аварии, проведенного в соответствии с нормативными документами, утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. К установлению причин чрезвычайных ситуаций могут привлекаться по согласованию представители иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных научных, проектных, конструкторских организаций, эксперты и представители общественных организаций.

74. При установлении причин чрезвычайной ситуации:
производится осмотр места возникновения чрезвычайной ситуации, организуется фотографирование, в необходимых случаях видео-съемка, составление схем и эскизов зон чрезвычайной ситуации; результаты осмотра зоны чрезвычайной ситуации оформляются соответствующим протоколом;
проводится изучение проектной, конструкторской и технологической документации, выясняются обстоятельства, приведшие к развитию аварии и возникновению чрезвычайной ситуации;
оцениваются действия руководителей потенциально опасных объектов или объектов жизнеобеспечения, должностных лиц органов исполнительной власти по обеспечению безопасной эксплуатации объекта, предупреждению возникновения и развития аварии и связанной с ней чрезвычайной ситуации;
осуществляется опрос очевидцев чрезвычайной ситуации;
выявляются нарушения требований норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
оцениваются действия персонала потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения по предупреждению чрезвычайной ситуации и недопущению ее развития, а также действия аварийно-спасательных формирований и служб;
определяется количество людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, травмированных и нуждающихся в госпитализации, погибших и пропавших без вести, размер причиненного ущерба, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей среде. Для оценки последствий чрезвычайных ситуаций в необходимых случаях привлекаются специализированные организации.

75. Для оценки последствий чрезвычайных ситуаций применяются утвержденные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или другими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий методики определения размера ущерба, который причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате чрезвычайной ситуации.

76. Установление причин возникновения чрезвычайной ситуации проводится не позднее 10 дней со дня ее возникновения. В исключительных случаях, требующих проведения специальных исследований, установление причин чрезвычайных ситуаций проводится в течение 30 дней.
Материалы по установлению причин чрезвычайной ситуации техногенного характера включают:
решение Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органа исполнительной власти области, органа исполнительной власти муниципального образования о формировании комиссии по установлению причины возникновения чрезвычайной ситуации;
акт по установлению причин чрезвычайной ситуации, к которому прилагаются:
протокол осмотра места чрезвычайной ситуации с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;
распоряжение председателя комиссии о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые председателем комиссии по установлению причин чрезвычайной ситуации;
заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах чрезвычайной ситуации с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;
докладные записки должностных лиц, руководителей аварийно-спасательных подразделений и служб (формирований) организации о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;
результаты опроса очевидцев, а также докладные записки должностных лиц федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления;
расчет размера причиненного ущерба, подписываемый председателем комиссии;
другие материалы, характеризующие чрезвычайную ситуацию.

77. Комиссия, проводившая установление причин чрезвычайной ситуации, не позднее трех дней после окончания расследования организует в соответствии с установленным порядком рассылку материалов по установлению причин чрезвычайной ситуации.

VII. Экспертная деятельность в области
предупреждения чрезвычайных ситуаций

78. В соответствии с статьей 26 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предполагаемые к реализации проекты и решения по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайной ситуации или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подлежат государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - экспертиза) в целях проверки выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам.

79. Объектами экспертизы являются инженерно-технические и организационные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренные в градостроительной документации, предпроектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, планах гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, ликвидации возможных аварий (в том числе, ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов) федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней, а также результаты оценки материального ущерба от чрезвычайных ситуаций.

80. Экспертиза осуществляется экспертными органами:
экспертной организацией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
экспертной комиссией Главного управления МЧС России по Белгородской области.

81. Экспертные органы:
обеспечивают соответствие порядка проведения экспертизы требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям нормативных и методических документов;
представляют для ознакомления заказчику, подавшему заявление о проведении экспертизы, нормативные и инструктивно-методические документы, регламентирующие организацию и порядок проведения этой экспертизы;
представляют для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экспертизу, нормативные и инструктивно-методические документы, которые устанавливают требования к проведению экспертизы, осуществляемой экспертными органами;
направляют органам местного самоуправления, общественным организациям (объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения по объекту экспертизы, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении экспертизы, содержание информации о заключении экспертизы;
представляют средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения экспертизы;
информируют органы государственной власти Российской Федерации, а также органы государственной власти Белгородской области по их запросам о результатах проведения экспертизы по конкретным ее объектам;
готовят и передают соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации об экспертизе.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru