Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение арбитражного суда Белгородской области от 15.12.2004 по делу № А08-2358/04
О признании недействующим решения Белгородского городского Совета депутатов.
(Извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
"Наш Белгород", № 17, 29.04.2005






АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2004 г. по делу № А08-2358/04

(извлечение)

Арбитражный суд Белгородской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Белгородснаб" о признании недействующим решения Белгородского городского Совета депутатов,

установил:

ОАО "Белгородснаб" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Приложения № 1 к пункту 1.1 решения Белгородского городского Совета депутатов № 423 от 14.11.2003 в части установления ставки земельного налога в размере 16,28 руб./кв. м для земельных участков, расположенных в экономической зоне II г. Белгорода.
В судебном заседании заявитель поддержал свое требование, указывая на то, что ставка налога экономически не обоснована, экономическое зонирование произведено без учета требований ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", определяющей, что средние ставки дифференцируются по зонам различной градостроительной ценности территории, при этом границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Кроме того, по мнению заявителя, дифференцированные ставки налога установлены в отсутствие единых правил такой дифференциации и в нарушение положений бюджетного законодательства.
Белгородский городской Совет депутатов заявленное требование не признал, считая оспариваемые положения решения соответствующими действующему законодательству, т.к. установление границ экономических зон, как и дифференциация ставок земельного налога, относится к компетенции органов местного самоуправления. Границы экономических зон установлены не произвольно, а после проведенной экономической оценки территорий г. Белгорода.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему:
Как видно из материалов дела, решением Белгородского городского Совета депутатов № 423 от 14.11.2003 "О порядке исчисления земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" установлены на территории г. Белгорода ставки земельного налога и арендная плата по видам использования земель.
Согласно п. 1.1 решения за земли (за исключением земель сельскохозяйственного использования, предоставленных сельскохозяйственным организациям, а также гражданам для садоводства, огородничества) установлены ставки земельного налога по экономическим зонам города Белгорода за один квадратный метр, согласно приложению № 1.
Приложением № 1 "Ставки земельного налога в г. Белгороде на 2004 год" установлена ставка налога на земли несельскохозяйственного назначения, находящиеся в I экономической зоне, в размере 16,28 руб./ кв. м.
Заявитель считает, что оспариваемой частью нормативного акта нарушены его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.к. в пользовании ОАО "Белгородснаб" находится земельный участок, расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Корочанская, 132 А. Приложением № 3 к оспариваемому решению участок отнесен к первой экономической зоне. Ранее земельный участок относился к III зоне.
Как следует из п. 3 Определения Конституционного Суда РФ № 209-О от 11.05.2004 дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Из объяснений представителя Совета следует, что при определении экономических зон территории г. Белгорода проводилась оценка территорий г. Белгорода. Суду представлена экономическая оценка территорий, расположенных в зонах различной градостроительной ценности, находящихся в пределах городской черты (т. 2 л.д. 34 - 42).
Из представленной экономической оценки следует, что первоначально за основу экономической оценки территории города было принято технико-экономическое обоснование стоимости земельных ресурсов в г. Белгороде, разработанное МНПП "Экосфера". Данное обоснование разработано в 1991 году. Территория города была разделена на 5 экономических зон.
В связи с развитием инфраструктуры города (освоение прилегающих к городу территорий, возведение новых жилых массивов, реконструкция существующих и прокладка новых дорожных и инженерных коммуникаций и др.) возникла необходимость в пересмотре существующих границ экономических зон и подзон в сторону расширения площади I - III зон и уменьшения площади IV - V зон.
Вместе с тем, из представленной экономической оценки видно, что при принятии оспариваемого нормативного акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земли, не осуществлялись. Не произведено экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога и размера арендной платы на основании многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
В обосновании необходимости изменения границ экономических зон и подзон положены общие данные о расширении и ремонте автодорог, объеме выделенных средств на благоустройство города, а также планируемые перспективы развития территорий.
При этом из представленной городским Советом депутатов экономической оценки территорий не усматривается конкретных оснований для пересмотра существовавших границ экономических зон и подзон в сторону расширения площади I - III зон и уменьшения площади IV - V зон.
При изложенных обстоятельствах определение границ экономических зон произведено оспариваемым нормативным правовым актом в нарушение положений ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Помимо изложенного, перечень экономических зон г. Белгорода (с указанием их границ) был утвержден п. 19 решения Белгородского городского Совета депутатов № 355 от 18.03.2003. Вместе с тем, названное решение утратило силу в связи с принятием решения Белгородского городского Совета депутатов № 423 от 14.11.2003 (п. 9 решения).
Из текста оспариваемого решения (действовавшего в редакции до внесения изменений решением № 87 от 26.10.2004) не усматривается, что представительным органом местного самоуправления утверждено зонирование территории города, согласно Приложению № 3 к решению. Более того, в самом тексте решения не упоминалось Приложение № 3.
Решением № 87 от 26.10.2004 (опубликовано в газете "Наш Белгород" 12.11.2004 № 45 (759)) в оспариваемое решение внесено изменение. Абзац 1 пункта 1 решения № 423 от 14.11.2003 изложен в следующей редакции: "Установить на территории г. Белгорода следующие ставки земельного налога с учетом экономического зонирования (приложение № 3)".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 13-П от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", в целях обеспечения реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые законы о налогах должны быть конкретными и понятными. Неопределенность норм налогового законодательства может привести к не согласующемуся с принципом правового государства (статья 1, часть 1 Конституции Российской Федерации) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации). Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
До внесения в оспариваемый нормативный акт решением от 26.10.2004 вышеназванных изменений отсутствовало утвержденное в установленном порядке экономическое зонирование территории г. Белгорода, с учетом которого в силу оспариваемого нормативного акта была установлена ставка налога для земельных участков, расположенных в первой экономической зоне.
Таким образом, установление оспариваемым решением ставки налога в размере 16,28 руб./кв. м осуществлено при отсутствии надлежащим образом утвержденного экономического зонирования территории города и без осуществления экономического обоснования дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
При изложенных обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению в связи с несоответствием оспариваемого нормативного акта положениям ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", в силу которой средние ставки налога дифференцируются по зонам различной градостроительной ценности территории, при этом границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Заявитель оплатил госпошлину при обращении в суд. Госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 АПК РФ суд

решил:

Признать недействующим Приложение № 1 к пункту 1.1 решения Белгородского городского Совета депутатов № 423 от 14.11.2003 "О порядке исчисления земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" в части установления ставки земельного налога в размере 16,28 руб./кв. м для земельных участков, расположенных в экономической зоне II г. Белгорода как не соответствующее ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю".
Выдать ОАО "Белгородснаб" справку на возврат из федерального бюджета 1000 рублей госпошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru